Регистрация
Регистрация даёт возможность участия в конкурсах и Интерактиве

Логин:

Пароль:

Введите то, что видите на картинке

Войти на сайт
Если вы зарегистрированы, введите ваш логин и пароль

Логин:

Пароль: Забыли пароль?

Забыли пароль?
Для восстановления пароля, пожалуйста, введите ваш email в поле ниже:

Логин:

Главная  /  Выставки  /  Художественный хронограф Выставка одной картины к 205-летию со дня рождения Михаила Ивановича Лебедева (1811-1837)
Художественный хронограф Выставка одной картины к 205-летию со дня рождения Михаила Ивановича Лебедева (1811-1837) с 16 ноября
Художественный хронограф Выставка одной картины к 205-летию со дня рождения Михаила Ивановича Лебедева (1811-1837)

Замечательного русского живописца Михаила Ивановича Лебедева нередко именую «гениальным юношей». Страшно коротка была его жизнь. И чрезвычайно талантлив он был.

Малая родина художника – эстонский город  Дерпт. Именно здесь он родился  4 ноября 1811 года. Отец его был крепостной. Но в 1816 году в Эстляндии было отменено крепостное право. И семейство Лебедевых было записано в мещанское сословие. Юный Михаил Лебедев смог поступить в гимназию при Дерптском университете. Главное же то, что уже вскоре он сумел продемонстрировать свои художественные таланты. В судьбе Лебедева принял участие сам граф П.А.Пален, попечитель Дерптского университета. Им было направлено письмо к графу А.Х.Бенкендорфу. Пален писал «об отличных способностях молодого рисовальщика Михайлы Лебедева». И просил «об исходатайствовании Всемилостивейшего повеления определить его в Императорскую Академию Художеств в число воспитанников». Ходатайство было удовлетворено – и по прямому распоряжению императора Николая I Михаил Лебедев стал учеником Академии, начал обучаться пейзажной живописи. Учился он блистательно. И, став обладателем академической Большой золотой медали, по окончании учебы Лебедев в 1833 году направляется пенсионером в Италию – «по уважению слабости физических сил, требующих пребывания его в лучшем климате, и во внимание к отличным успехам в пейзажной живописи».

Недолгая пора пенсионерства стала для него порой ярких художественных успехов, выдающихся достижений. За несколько лет пребывания в Италии Лебедев становится в ряд лучших пейзажистов Европы. Его живопись перестает быть академически-условной, обретая при этом и красочную силу, и все возрастающую верность натуре, и содержательную глубину.

Как раз в эту пору и создан «Пейзаж», хранящийся в нашем музее. Правда, московский искусствовед Т.В.Юрова сомневалась в том, что это – авторская работа Лебедева. Она утверждала, что подпись на картине не подлинная, а «живопись мало похожа на Лебедева. Общий тон – несколько искусственный, мутно-сине-зеленый, пейзаж весь как будто засинен, в нем нет тех сочных, ярких и вместе с тем сгармонизированных красок, которые отличают палитру художника. Места, освещенные солнцем, прописаны интенсивно розовым тоном, диссонирующим с общим тоном пейзажа, – такие розовые света не встречаются у Лебедева ни в одной картине».

Лучшее опровержение этих слов – сам «Пейзаж», который теперь перед вами. Возникает ощущение, что Юрова писала о нашей картине, глядя на какую-то репродукцию, причем очень плохого качества. И уж совершенно непонятно, почему она пришла к выводу, что  подпись на картине – фальшивая. Ныне нет никаких сомнений в ее подлинности. И уже поэтому нет никаких оснований считать нашу работу «копией В.И.Штернберга с неизвестного нам произведения М.И.Лебедева из числа тех, что остались в Италии», – как полагала Юрова.

«Пейзаж» кисти Лебедева – один из типичнейших образцов его зрелого пейзажного искусства. По своему композиционному строю эта работа близка к наиболее известным пейзажам художника. Таким, например, как «Вид Кастель-Гандольфо близ Рима» (Русский музей) или «В парке Гиджи» (Третьяковская галерея): типично лебедевский пейзажный «интерьер» в левой части изображения и пространственный прорыв справа.  Создан «Пейзаж», видимо, в самом конце жизни Лебедева, когда его живопись, в основе своей романтическая и декоративная, обрела качественно новые черты: умело и тонко воссоздана здесь световоздушная среда.

Не известны ни день смерти художника, ни место его захоронения. В июле 1837 года в Совет Академии художеств был направлен рапорт ее пенсионера Николая Никитина: «Отличный художник русский пенсионер Академии художеств Михаил Лебедев скончался. Ужасная холера похитила его  от всех любителей искусств».

Один из самых выдающихся мастеров русского пейзажа ушел из жизни в двадцать пять лет…

Социальные комментарии Cackle