Регистрация
Регистрация даёт возможность участия в конкурсах и Интерактиве

Логин:

Пароль:

Введите то, что видите на картинке

Войти на сайт
Если вы зарегистрированы, введите ваш логин и пароль

Логин:

Пароль: Забыли пароль?

Забыли пароль?
Для восстановления пароля, пожалуйста, введите ваш email в поле ниже:

Логин:

Главная  /  Новости  /  «Интерактивная изба»: обряд «перепекания» младенца, «похороны таракана» и другие обычаи русских крестьян

«Интерактивная изба»: обряд «перепекания» младенца, «похороны таракана» и другие обычаи русских крестьян

16:10 13 октября 2016

«Интерактивная изба»: обряд «перепекания» младенца, «похороны таракана» и другие обычаи русских крестьян

Более 15 лет в палатах Коробовых (филиале Калужского областного музея-заповедника, улица Плеханова, д. 88) открыта экспозиция «Интерактивная изба». На первом этаже в одной из комнат старинных палат воссоздана крестьянская изба XVIII – XX веков. Все предметы быта и произведения прикладного искусства подлинные: из фондов музея или собранные в деревнях Калужской области. Главное, в каждом предмете – история и традиции России, о которых могут узнать гости «Интерактивной избы» от экскурсоводов. И каждый предмет в этом «крестьянском доме» можно взять в руки и попробовать в действии.

макет печь

Макет печи

Центральную часть экспозиции занимает макет русской печи. Место в доме, где стояла печь, называли «истопкой» или «избой», а саму печь – «матушкой, кормилицей, царицей». Печь использовали для обогрева, освещения, приготовления пищи, сушения вещей и продуктов, на печи спали, парились (считалось, что пар в печи полезнее, чем в бане). Существовало поверье, что возле печи нельзя ругаться или ссориться.

печь

У печи

Ещё один древний обряд, связанный с печью, назывался «перепекание»: если в семье рождался больной и хилый младенец, считалось, что он «не допёкся» в утробе матери. Тогда ребёнка пеленали в мокрый холст или полностью обмазывали тестом и трижды на несколько секунд на лопате отправляли в протопленную печь. Если ребёнок после обряда подавал голос, считалось, что он родился заново, и ему давали новое имя. Точно так «перепекали» поэта Державина – об этом он сам написал в своих воспоминаниях по рассказам родителей.

у

У печи

Главным местом в горнице считался «красный угол». Он был, как маленькая церковь, духовный центр для крестьянской семьи. В нём стояли иконы, горела лампадка, «красный угол» убирали рушником-полотенцем. Здесь же хранили самые важные семейные документы и ценные вещи. «Красный угол» располагался по диагонали и, как правило, был обращён на юго-восток. При строительстве дома был распространён обычай класть деньги под нижний венец: под «красный угол» клали самую крупную монету.

Крестьяне начинали и заканчивали день молитвой. А любой гость в доме, когда заходил, сначала находил глазами «красный угол», трижды крестился, кланялся образам и только потом здоровался с хозяевами.

Самовар на столе калуга

Самовар на столе

Стол, где собиралась вся семья, в народном сознании осмыслялся как Божья ладонь, дарующая хлеб насущный. «Стол, что в алтаре престол», — говорили крестьяне. И стучать по столу считалось грехом. На столе всегда стояли хлеб и соль: хлеб как символ богатства, соль как защита от нечистой силы и дурного сглаза. Стол накрывался скатертью или рушником. Позже на стол стали ставить самовар как символ благополучия и мира в семье.

Самопрялка калуга

Самопрялка

В углу «избы» есть самопрялка. Такая самопрялка передавалась из поколение в поколение. И жених обязательно должен был подарить самопрялку будущей жене.

Обязательно на переднем видном месте в избах стоял сундук, где хранились вещи и приданное. Лавки покрывались домотканными дорожками. Стены украшались полотенцами и рушниками длиной 3-4 метра с яркой вышивкой или кружевом. Для калужских рушников были характерны надписи «Умывайся беленько, утирайся сухенько», «Два сердца, один дух, люби одну, а не двух», поздравления с праздниками.

Умывальник ("баран") калуга

Умывальник («баран»)

Ступа использовалась в доме по мере необходимости для изготовление крупы, зёрен, ячменя, просо. Крупу заготавливали на 1-2 недели.

А по утрам калужские крестьяне в шутку говорили «Встану рано, пойду к барану, к длинному носу, глиняной голове». Бараном называли умывальник. И считалось, если утром не умыться, то днём может случиться несчастье: задерёт медведь, уведёт леший, убьёт молния, или человек может заболеть. Так, крестьяне умывались по нескольку раз в день.

Куклы в "Интерактивной избе"

Куклы в «Интерактивной избе»

На одной из стен избы висят лапти. С ними тоже связано множество крестьянских традиций. Один из обрядов, который проводился с помощью лапты, — «похороны таракана». Таракана кутали в белую тряпицу, клали в лапоть, везли по деревне, отпевая, как покойника, и даже справляли поминки. Считалось, что после такого обряда, тараканы уйдут из дома.

Ещё в «Интерактивной избе» есть гончарный круг, ручная прялка, рубель для стирки и глажения белья и много других интересных предметов. О традициях, связанных с этими предметами тоже можно узнать в музее. Интерьер избы украшен народными куклами, которые не так давно здесь же были представлены на выставке «Играем в куклы».

Калужский народный костюи калуга

Калужский народный костюм

В «Интерактивной избе» проводятся мастер-классы, занятия для детей.

«Интерактивная изба» открыта для всех в рамках режима работы музея, для того, чтобы попасть в неё и услышать экскурсовода, нужна предварительная запись.

Социальные комментарии Cackle