Кто украсил сюжетами старинной калужской перевити кирпичные дома на улице Кирова?
Проходя по улице Кирова, на её отрезке от перекрёстка с улицей Ленина до площадки Победы, взгляните на кирпичные многоэтажные дома, появившиеся здесь в советское время: их фасады украшены кирпичным орнаментом. Он придуман гораздо раньше, чем были построены эти здания: это сюжеты старинной калужской перевити.
Перевить – уникальная старинная техника вышивки, когда холст продёргивался, и получалась сетка: она обвивалась и перевивалась цветной нитью.
Перевить была традиционной для Калужской земли (в нескольких уездах: Перемышльском, Калужском, Тарусском, Медынском и Козельском) и для соседних губерний. Но Калужская цветная перевить – самая разнообразная по сюжетам и самая насыщенная по цвету.
Перевитью вышивали подолы рубахи, передники, рушники. Вышивкой, которую ещё называли «вычурами», занимались девочки с 10 лет и женщины. «Вычуры» — от древнего глагола «вычурить», то есть оградиться от нечистой силы.
Вышивка, в том числе и цветная перевить, была и украшением, и оберегом: предки считали, что нечистая сила может испугаться некоторых знаков или запутаться в сложных узорах. Сюжеты перевити – отголоски древних традиций, связанных с обрядами славян. Популярны были антропоморфный сюжет (изображение людей), зооморфный (изображение зверей, в том числе и диковинных, павов [павлинов], львов, барсов, которых крестьяне не видели, но слышали о них), растительный орнамент, восходящий к древу жизни. Самые древние — геометрические орнаменты: ромбы и квадраты обозначали землю, поля, плодородие, круги, свастика, кресты – это знаки солнечного божества, косые линии – знаки дождя, воды.
Свою символику имели и цвета. Красный символизировал землю, огонь, красоту и всегда считался оберегом от нечистой силы. Жёлтый – это цвет солнца. Зелёный – цвет весны, возрождения природы. Синий – цвет неба и космоса. Чёрный – символ тьмы. Для того, чтобы получить насыщенную разноцветную вышивку, предки окрашивали нити растительными красками с помощью настоев молодой ржи (зелёный), цветов василька (синий), шелухи лука (оранжевый и красный), цветков ромашки (жёлтый).
Увидеть образцы старинной калужской цветной перевити можно в экспозиции Калужского объединённого музея-заповедника (улица Пушкина, 14, на втором этаже основного здания и во флигеле, в зале, посвящённом эпохе СССР).
Один из экспонатов – полотенце XVIII века (Калужская губерния, уезд неизвестен). Чаще всего в калужской цветной перевити встречался синтез сюжетов. На этом полотенце изображен всадник на коне. Это архаичный сюжет, всадник – посланник солнечного божества, символ хозяйского благополучия. Внизу – те самые «невиданные львы». Полотенце украшено орнаментом, восходящем к древу жизни.
В композиции крестьянского костюма есть передник конца XIX века: здесь традиционный геометрический орнамент, символизирующий возделывание поля. Такой вышивкой заклинали духов, чтобы получить хороший урожай.
В зале советской эпохи представлены образцы калужской цветной перевити вышивальщиц Тарусской артели с изображением так называемых «куколок» (древние идолы, которым поклонялись славяне) и павов. Тарусская артель была основана Маргаритой Гумилевской в 20-е годы прошлого века, с 1964 году предприятие носило
название Тарусской фабрики художественной вышивки, сейчас это – ООО НХП «Тарусская вышивка». Вышивка Артели экспортировалась: в 1925 году калужская перевить Артели получила диплом и золотую медаль на Всемирной выставке в Париже и в 1927 году – диплом и золотую медаль на Всемирной выставке в Милане. Так, несмотря на то, что в XIX-XX веках перевить вытеснялась вышивкой гладью и крестиком, традиции калужской перевити передавались из поколение в поколение.
В фондах Калужского объединённого музея-заповедника хранится большая коллекция калужской цветной перевити. Это заслуга сотрудника Калужского губернского исторического музея, известного калужского этнографа и искусствоведа Марии Шереметьевой. Она совершила ряд экспедиций по уездам и собрала огромную коллекцию для фондов музея. Поплнть её продолжают и сегодня.
Так кто же поместил узоры калужской цветной перевити на калужские многоэтажки? Это идея и заслуга главного архитектора Калужской области Евгения Киреева: так он решил украсить советские здания, создав связь времён и поколений.
Источник первой фотографии к статье http://wallpapers.ssdn.ru
Автор текста и фотографий с логотипом smilekaluga — Анна Синицына, беседовала с экскурсоводом Калужского объединённого музея-заповедника Еленой Беспамятновой.
Партнёры рубрики «Музей онлайн»:
Калужский объединённый музей-заповедник
Государственный музея истории космонавтики им. К. Э. Циолковского
Калужский музей изобразительных искусств
Информационно-познавательный проект SmileKaluga выражает благодарность партнёрам за предоставленную информацию