Регистрация
Регистрация даёт возможность участия в конкурсах и Интерактиве

Логин:

Пароль:

Введите то, что видите на картинке

Войти на сайт
Если вы зарегистрированы, введите ваш логин и пароль

Логин:

Пароль: Забыли пароль?

Забыли пароль?
Для восстановления пароля, пожалуйста, введите ваш email в поле ниже:

Логин:

Главная  /  Новости  /  Музей онлайн: История и истории уникальной изразцовой печи 1769 года

Музей онлайн: История и истории уникальной изразцовой печи 1769 года

17:02 9 июня 2016
Музей онлайн: История и истории уникальной изразцовой печи 1769 года

На первом этаже Усадьбы Золотарёва (Калужский объединённый музей-заповедник на Пушкина, 14) сразу после экспозиции «Мир природы Калужского края» гости останавливаются у роскошной изразцовой печи с барочной росписью. Печь создана в 1769 году – об этом говорит один из изразцов.

То, что печь относится к XVIII веку, подтверждает её архитектура и рисунок: несколько ярусов с нишами, небольшие колонны и полуколонны, карнизы, гладкорасписные фигурные изразцы.

Изразцовая печь 1769 года в музее

Колонны

До недавнего времени считалось, что печь украшала усадьбу Кашкиных в селе Нижние Прыски. Однако по последней версии, печь до революции находилась в гостиной одного из богатых калужских домов. В любом случае, её владельцы были зажиточными людьми: такие изразцы в то время были доступны только очень богатым семьям. Есть предположение, что эта печь сделана по образцу печей в Аненгофе, комплексе дворцов, построенных для императрицы Анны Иоанновны в Москве (комплекс не сохранился: на его место стоит Екатерининский дворец и проходит Красноказарменная улица). А рисунки для этой печи, возможно, сделаны по эскизам Растрелли. В любом случае, экспонат уникальный – подобных печей в России всего три: в калужском музее, в Юсуповском дворце в Москве и в Музее прикладного искусства в Санкт-Петербурге.

Печь в Юсуповском дворце (источник http://3ttt.livejournal.com/) калуга

Печь в Юсуповском дворце (источник http://3ttt.livejournal.com/)

В музее-заповеднике печь находится с 1922 года. Эту находку сначала привезли в Реальное училище Ф. М. Шахмагонова, где и собрали. Печь сохранилась очень хорошо, и её состояние рабочее, но при тщательном рассмотрении можно обнаружить заменённые детали от других печей.

Уход за таким экспонатом заключается в своевременном проведении реставрационных работ и периодическом мытье изразцов (но только не водой, а жидкостью с содержанием спирта).

Печь украшена аллегорическими сценами из греческой мифологии и библейских сюжетов. Возможно, пару веков назад, её владельцы рассказывали гостям эти истории, иллюстрируя их рисунками на изразцах… В центре (на «зеркале» печи) – богиня Диана и спящий юный Эндимион. По легенде, пролетая на колеснице, Диана увидела спящего охотника Эндимиона и влюбилась в него: в римской мифологии это единственный миф о любви Дианы. Диана остановила колесницу и долго любовалась

Изразцовая печь 1769 года в музее калуга

Изразцовая печь 1769 года в калужском музее

лицом юноши, а затем поцеловала его. От поцелуя тот проснулся, но Диана успела исчезнуть, и юноша подумал, что прекрасная дева приснилась ему. Так продолжалось каждую ночь: Диана приходила любоваться спящим Эндимионом, а тот ждал сна, чтобы вновь поцеловать девушку из сновидений. Однажды Диана решила погрузить юношу в вечный сон и перенести в пещеру на гору Лакмус подальше от людских взоров, чтобы годы не были властны над его красотой.

На нижнем ярусе печи – Давид и Вирсавия. Царь Давид, многоженец, влюбился с жену своего воина, Вирсавию, увидев её гуляющей в саду. Чтобы их любовь стала законной, он послал своего воина в тяжёлый поход на верную смерть. Всё вышло так, как и предполагал Давид, и Вирсавия стала его женой. Позже один старец рассказал ему притчу о том, как богатый человек позарился на единственную овцу бедного. И Давид узнал в истории себя. Он не остался безнаказанным: их с Вирсавией сын умер, а между другими детьми царя началась междоусобица.

Сюжеты на печи калуга

Сюжеты на печи

На левой и правой стороне – Иосиф Прекрасный и жена Пентефрия (жена Потифара, Зулейха), отрицательный персонаж Ветхого Завета. Пока её супруг и хозяин Иосифа находился в плену, женщина возжелала Иосифа. Тот вырвался от неё, но она обвинила его в изнасиловании, показав забытый им плащ. Иосиф был брошен в тюрьму. Ещё на одном изразце – популярный сюжет из книги пророка Даниила «Сусанна и старцы».

Изразцовая печь 1769 года в музее

Детали от другой печи

По подсчётам А. С. Днепровского, печь облицована 480-ю изразцами. Производство изразцов было налажено в XVII веке, а в следующем веке было поставлено на большой поток. Калуга славилась своими изразцами: по красоте и качеству они не уступали изразцам из Москвы, Ярославля и других известных центров. Даже знаменитый Растрелли дважды обращался к калужским мастерам за изразцами для изготовления печей для своих дворцов.

Изразцовая печь 1769 года в музее

Детали от другой печи

Автор текста и фотографий с логотипом smilekaluga — Анна Синицына, беседовала с сотрудником Калужского объединённого музея-заповедника, экскурсоводом Ниной Михайловой.

Партнёры рубрики «Музей онлайн»:

Калужский объединённый музей-заповедник

Государственный музея истории космонавтики им. К. Э. Циолковского

Калужский музей изобразительных искусств

Информационно-познавательный проект SmileKaluga выражает благодарность партнёрам и сотрудникам музеев за предоставленную информацию

 

Социальные комментарии Cackle