Выставка «Гений места: Максимилиан Волошин» откроется в КМИИ
С 12 мая в Калужском музее изобразительных искусств (ул. Ленина, 104) начинает работу выставка одной картины «Гений места: Максимилиан Волошин». Максимилиан Александрович Волошин (1877 – 1932) – ярчайшая личность Серебряного века, выдающийся поэт и переводчик, художник, философ, литературный и художественный критик.
М.А. Волошин родился в семье юриста, а его мать, Елена Оттобальдовна, занималась переводами. Детство Максимилиана прошло в Таганроге. Отец умер, когда мальчику было четыре года, и мать с сыном переехали сначала в Москву, а в 1893 году – в Крым. В 1897 году Волошин поступил в Московский университет на юридический факультет, однако в 1899 году был отстранен от занятий за «отрицательное мировоззрение и агитационную деятельность» и выслан в Феодосию. В последующие два года он совершил несколько путешествий в Европу. Волошин посетил Вену, Италию, Швейцарию, Париж, Грецию и Константинополь. Он изучал литературу в лучших европейских библиотеках, слушал лекции в Сорбонне, посещал Луврскую школу музееведения, брал уроки рисования в парижской мастерской художницы Елизаветы Кругликовой, учился в академии Коларосси, в студиях Джеймса Уистлера и Теофиля Стейнлена.
В Париже Волошин общался с поэтом Гийомом Аполлинером, писателями Анатолем Франсом, Морисом Метерлинком и Роменом Ролланом, художниками Анри Матиссом, Франсуа Леже, Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Диего Риверой, скульпторами Эмилем Антуаном Бурделем и Аристидом Майолем. На родине Волошин вошел в круг поэтов-символистов и художников-авангардистов.
В 1903 году Волошин начал строить в Коктебеле дом по собственному проекту. Именно во время жизни в Коктебеле его талант пейзажиста раскрылся в полной мере. С 1916 года М.А. Волошин почти полностью посвятил себя акварели. Он создал тысячи работ, которые назвал «музыкально-красочными композициями на тему киммерийского пейзажа».
Рассуждая о своем методе работы, Волошин утверждал, что стоит на точке зрения классических японских художников, таких как Кацусика Хокусай и Китагава Утамаро. Каждый цвет для него имел особое символическое значение: красный – это земля, глина, плоть, кровь и страсть; синий – воздух и дух, мысль, бесконечность и неизвестность; желтый – солнце, свет, воля, самоосознанность; лиловый – цвет молитвы и тайны; зеленый – растительного царства, надежды и радости бытия. Волошин писал: «Пейзажист должен изображать землю, по которой можно ходить, и писать небо, по которому можно летать, то есть в пейзажах должна быть такая грань, через которую хочется перейти, и должен ощущаться воздух, который хочется вдохнуть полной грудью, а в небе – те восходящие токи, по которым можно взлететь на планере». По примеру японских классиков многие работы он подписывал строками своих же стихов. Коктебель и его окрестности предстают в волошинских пейзажах пустынной, еще не заселенной людьми землей, где главное действующее лицо – природа: вода, небо, горы…
На выставке представлена акварель из «Коктебельской сюиты» Волошина, созданная художником в 1921 году. История бытования этой работы заслуживает особого внимания. Внизу листа рукой художника сделана надпись: «Дорогой Софье Захаровне / Максимилиан Волошин. 1921 / II 24». Адресат – Софья Захаровна Федорченко, известная русская писательница, одна из родоначальниц документальной прозы в России. В годы Первой мировой войны Федорченко была сестрой милосердия на фронте недалеко от Петрограда, а в 1918 – 1922 гг. работала на Украине, в Крыму и на Северном Кавказе. Свои воспоминания она опубликовала в форме коротких рассказов и размышлений русских солдат о войне и мире. Книга Федорченко имела огромный успех, была многократно переиздана. Ее «Фронтовые записи» высоко оценил Волошин, к которому в Коктебель Софья Захаровна приезжала в 1920-е годы. В память об их встрече художник преподнес ей одну из своих акварелей с изображением Коктебеля. Последние годы жизни Софья Захаровна провела в Тарусе вместе со своим мужем, Николаем Петровичем Ракицким.
В настоящее время акварель Волошина входит в состав коллекции Тарусской картинной галереи.
- ВЫСТАВКА «ВОЗРОДИВШЕЕСЯ ИСКУССТВО. ПОСЛЕВОЕННАЯ ЖИВОПИСЬ ИВАНА ЗАХАРОВИЧА ПУШКАРЕВА (1904 – 1991)» В КМИИ
- В этот день, 12 июня, был открыт КМИИ
- Библиотеки Калужской области присоединятся к акции «Библионочь»
- Выставка «Анри Матисс. Взгляд» в КМИИ
- На МКФ «Циолковский» в рамках программы фильмов Игоря Угольникова покажут четыре военных фильма