Регистрация
Регистрация даёт возможность участия в конкурсах и Интерактиве

Логин:

Пароль:

Введите то, что видите на картинке

Войти на сайт
Если вы зарегистрированы, введите ваш логин и пароль

Логин:

Пароль: Забыли пароль?

Забыли пароль?
Для восстановления пароля, пожалуйста, введите ваш email в поле ниже:

Логин:

Главная  /  Храмы

Храмы

К вводнойИсторики отмечают, что церкви и храмы Калуги стоят на высотах, замыкая улицы и образуя архитектурный каркас города. Церкви — своеобразные топографические ориентиры. По результатам исследования парапсихолога Владимира Комиссарова, прослеживается геометрия расположения калужских церквей (сохранившихся и разрушенных): они были построены по трем спиралям, схожим по форме с формой галактики, начинающим ветки в точке, где стоит Троицкий собор, что создавало защиту города и его уникальную атмосферу.

В советские годы многие церкви были разобраны и безвозвратно утеряны: Воскресенская (на месте детского сада на ул. Воскресенской), Архангельская (на месте жилого дома с магазином «Часы» на ул. Ленина), Благовещенская (на месте сквера им. Карпова), Алексеевская (на улице К.-Либкнехта), Ильинская (на улице Кутузова), Николо-Слободская (на улице Луначарского), Спасо-Слободская (на месте Детской больницы на ул. С.-Щедрина)… В других располагались объекты городской инфраструктуры. Сейчас церкви возвращены Калужской Митрополии, часть из них восстановили, в других продолжают вести реставрационные работы.

Свято-Троицкий кафедральный собор
Свято-Троицкий собор, главный православный собор Калуги, находится на территории Городского парка культуры и отдыха, где несколько столетий назад стоял «Калужский кремль». В те времена на месте Троицкого собора, предположительно, находилась деревянная церковь. Она сгорела в XVII веке. На ее месте была построена каменная церковь, пришедшая в ветхое состояние к приезду в город Екатерины II. Императрица лично распорядилась о строительстве нового большого и масштабного
Подробнее...
Церковь Покрова «на рву»
Церковь Покрова «на рву» - одна из старейших построек города (датируется 1687 годом), стоявшая в древние времена на северной границе Калужской крепости. До нее на этом месте согласно древней описи 1626 года также была деревянная церковь Всемилостивейшего Спаса и Покрова Святой Богородицы. Оригинальный экстерьер XVII века изменен: перенесены четыре главы; часовня церкви, построенная в 1823 году на краю рва предположительно рядом с церковных кладбищем
Подробнее...
Церковь Жен-Мироносиц
Церковь Жен-Мироносиц появилась в городе согласно знаменитому генеральному плану застройки Калуги Ивана Ясныгина в 1804 году (строительство началось в 1798 году). С 1698 года на этом месте стояла деревянная церковь Святых Мироносцев, давшая имя каменной. После пожара здесь, в Ямской слободе, тогда считавшемся окраиной города, появилась небольшая каменная церквушка, возведенная на добровольные пожертвования. И постепенно среди ямщиков, которые селились
Подробнее...
Церковь Иоанна Предтечи
Церковь Иоанна Предтечи со звездами на голубом куполе на одном из самых оживленных перекрестков города (пересечение улиц Кирова и Московской) еще называют Ивановской, и она – третья по счету на этом месте. В XVII веке здесь стояла деревянная церковь, в первой половине XVIII – каменная, которую разрушил городской пожар, и вот в 1763 году появилась новая постройка, архитектурный облик которой сегодня знаком
Подробнее...
Церковь Космы и Дамиана
Церковь Космы и Дамиана – одна из самых красивых в городе, по словам его гостей. Архитектура церкви в стиле барокко изящна и пропорциональна, ее образ уникален: в небо стремятся пять глав, самая высокая центральная и четыре вокруг нее, образующие полукруги. Силуэт завершает четырёхъярусная стройная колокольня. Строительство церкви было завершено в 1794 году. Есть предположение, что автор проекта – один из учеников
Подробнее...
Церковь Георгия «за верхом»
Двухэтажная церковь Георгия «за верхом» в стиле московского барокко с чугунными лестницами на второй этаж, дверями из мячковского камня и большим числом деталей во внешней отделке была построена в 1701 году. «За верхом» на крестьянском наречии того времени означало «за оврагом»: рядом находится Березуевский овраг. Ранее с 1685 года на этом месте был деревянный храм Георгия на песку. А каменный, как известно, построил земский староста И. К. Коробов.
Подробнее...
Церковь Георгия «за лавками»
Церковь Георгия «за лавками» сохранилась частично – четверик разрушил пожар, от колокольни осталось только основание, соединяющее ее с трапезной (остальное разобрали в годы советской власти). Архитектурная уникальность постройки – в сочетании трех разных стилей XVIII века: церковь возводилась практически на протяжении всего столетия. В древне-русском стиле был построен четверик, а также алтарные выступы; не сохранившаяся колокольня относилась к стилю барокко; трапезная
Подробнее...
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (построена в 1685 году) в дореволюционные времена называлась также Никитской церковью. В 1649 году число прихожан церкви существенно увеличилось: после разорений города в Смутное время в район рядом с церковью переселились по приказу И. Н. Романова (Царского дяди) жители Никитской слободы из села Спасское (сейчас это район города Киевка). Так, придел Святителя Николая Чудотворца была заменен на придел великомученика Никиты
Подробнее...
Церковь Спаса «за верхом»
Церковь Спаса «за верхом» сегодня является подворьем Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. Когда-то давно здесь проходила старая Смоленская дорога, и сюда для путников, а также как указатель Калужской крепости, в 1685 году из самой крепости была перенесена деревянная Спасо-Преображенская церковь. В 1700 году храм стал каменным и дополнялся постепенно. В 1776 –1778 годах возвели трехъярусную
Подробнее...
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь Успения Пресвятой Богородицы или Успенская церковь, как называют ее калужане, была построена в 1754 году и освящена в 1762 году. Архитектурный облик храма постепенно изменялся: 1769 году построили колокольню, и в 1799 году ее перестроили, в 1783 году расписали алтарь, также перестраивались оба придела храма. В дореволюционные годы в пристройке работала небольшая церковноприходская школа
Подробнее...
Страница:123