Выставка картины «Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны» откроется в КМИИ
С 29 июля в Калужском музее изобразительных искусств (ул. Ленина, 104, основная экспозиция) начнет работу выставка одной картины «Джордж Доу. «Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны». К 240-летию со дня рождения художника.
Первая половина XIX века – особая страница в истории русского портрета. Происходят важные изменения в понимании портретного жанра. Постепенно видоизменяется парадный портрет, столь характерный для XVIII века. Идеи романтизма оказывают влияние на художественный процесс. Мастера стремятся подчеркнуть индивидуальность модели, сосредоточиться на передаче его внутреннего, эмоционального мира, приблизить его к зрителю.
Джордж Доу родился в Лондоне в 1781 году, в семье художника-гравёра Филиппа Доу. Он обучился у отца искусству гравюры. Заинтересовавшись живописью, он поступил в Королевскую академию художеств в Лондоне. В 1809 году он стал членом академии, а в 1814 году – академиком.
Свой творческий путь он начинал в качестве исторического живописца. Однако, почувствовав в себе дарование портретиста, Доу полностью посвятил себя портретному жанру. Действительно, современники отмечали особый талант мастера. Он писал очень быстро, на одном дыхании, мгновенно схватывая образ модели и воплощая его с удивительной точностью и достоверностью.
По приглашению Александра I он приехал в Россию в 1819 году. Наибольшую славу Доу принесла серия из более 300 портретов русских генералов – героев Отечественной войны 1812 года для Военной галереи Зимнего дворца. Он работал над ней вместе со своими помощниками А. В. Поляковым и В. А. Голике. В 1820 году он стал почетным вольным общником Императорской академии художеств, а в 1828 году получил звание «первого портретного живописца» императорского двора. За девять лет, проведенных в России, он создал около 500 произведений. Во время правления Александра I Доу пользовался его покровительством, обрел признание и славу. С воцарением Николая I положение мастера при дворе стало меняться. Император нередко был недоволен работами Доу, приказывал ему их доработать и исправить. Вероятно, разногласия между художником и государем стали причинами отъезда Доу из России в мае 1828 года на родину. Несмотря на то, что Доу обладал большим состоянием, которое обеспечивало ему безбедную жизнь, он желал вернуться в Россию, где им была достигнута вершина его творчества. Он приехал осенью 1828 года в Санкт-Петербург, однако, из-за обострившихся проблем со здоровьем, был вынужден уехать обратно в Лондон, где скончался в октябре 1829 года.
На портрете изображена императрица Елизавета Алексеевна (1779 – 1826), супруга Александра I, урожденная Луиза Мария Августа, принцесса Баденская. Елизавета Алексеевна, благодаря своей красоте, прекрасным манерам и высоким душевным качествам снискала любовь и восхищение придворных. Она отличалась скромностью, тяготилась светской жизнью, предпочитала уединение, занималась благотворительностью. Несмотря на своё положение, общалась со всеми естественно, без какого-либо высокомерия. Доу выполнил несколько портретов императрицы во второй половине 1820-х годов. Некоторые из них обладают схожестью композиции.
Портрет из собрания Калужского музея изобразительных искусств изображает Елизавету Алексеевну погрудно на голубоватом фоне, смотрящей прямо на зрителя. Выражение её лица выражает спокойствие, доброжелательность и задумчивость. Художник подчеркивает красоту и изящество модели. Она одета в платье нежного лососевого цвета. Голова её украшена алым бархатным тюрбаном, бриллиантовой диадемой и перьями. На шее – колье из жемчуга. Холодному блеску драгоценностей противопоставлен теплый румянец и золотистые волосы героини.