Музей онлайн: Синтез классицизма и романтизма в картине «Предсмертный подвиг князя М. К. Волконского в Пафнутьевском монастыре…»
В коллекции Калужского музея изобразительных искусств находится уникальная работа Василия Кузьмича (Козьмича) Демидова «Предсмертный подвиг князя М. К. Волконского в Пафнутьевском монастыре в Боровске в 1610 году».
На полотне фактически точно изображено трагическое историческое событие 1610 года. После 10-дневной осады монастыря польско-литовскими войсками Лжедмитрия II воеводы-изменники открыли двери двери врагу. На территории монастыря были убиты тысячи русских людей, монахов и военных в разных чинах. Событие описано в «Летописи калужской от отдалённых времён до 1841 года» В. Я. Ханыкина (по сообщению архимандрита Леонида): «Лжедмитрий пришёл к Пафнутьеву монастырю, где находились воевода Князь Михайло Волконский, Яков Змиев и Афанасий Челищев. Литовцы и Поляки к монастырю приступали безуспешно, доколе Воеводы Змиев и Челищев, изменя отечеству, монастырь врагам предали. Один Князь Волконский с верными ему людьми защищался до тех пор, доколе был пронзен в самой церкви у левого клироса над гробом Святого Пафнутия и пал бездыханным. В монастыре побито всякого звания людей до 12000 человек». По преданию, кровь Волконского не могли смыть в с камня на левом клиросе, сколько не скребли, ни мыли. В память о славном подвиге Боровск получил герб с изображением креста на фоне сердца в окружении лаврового венка в период правления Екатерины II.
Художник тщательно изучил детали события и создал картину, которую можно назвать образцом русской исторической живописи эпохи Николая I.
Основу композиции составляет классическая пирамида. Герои и обстановка конкретны и исторически достоверны. В работе присутствует классицистический «язык жестов». При этом действие наполнено энергией и романтической взволнованностью, развёрнуто в глубине, и зритель видит не только исторический факт, но и живое героическое действо: русские войны до последнего вздоха готовы защищать Отечество и не сдаются врагу, несмотря на предчувствие скорой гибели.
Картина Демидова – синтез позднего классицизма и брюлловского романтизма.
Василий Демидов, родившийся в семье крепостных, принятый на службу в придворное конюшенное ведомство, получивший чин унтер-офицера, был вольноприходящим учеником Академии художеств (при всей любви к живописи он не мог быть штатным учеником Академии). Повезло: Демидов попал в группу Карла Брюллова. Будущий художник получил основательную подготовку и был увлечён написанием исторических и батальных картин. В 1836 году за работу «Освобождение Москвы князем Пожарским и гражданином Мининым» Демидов был удостоен звания свободного художника. Через год получил малую серебряную медаль. В 1839 году за картину «Последний бой Ермака» — звание «назначенного» в Академии.
Картина «Предсмертный подвиг князя М. К. Волконского в Пафнутьевском монастыре в Боровске в 1610 году» написана в 1842 году, вероятнее всего, под прямым руководством Брюллова.
О дальнейшей жизни о творчестве художника Демидова практически ничего не известно. Его картины, последняя широко известная из которых датируется 1848 годом («Царица Наталия Кирилловна с царевичем Петром на Красном крыльце») хранятся в Русском музее и Третьяковской галерее. Эскиз к полотну «Предсмертный подвиг князя М. К. Волконского…» находится в Третьяковской галерее.
Автор текста — Анна Синицына, беседовала с сотрудником Калужского музея изобразительных искусств, искусствоведом, заслуженным работником культуры РФ Владимиром Обуховым.
Партнёры рубрики «Музей онлайн»:
Калужский объединённый музей-заповедник
Государственный музея истории космонавтики им. К. Э. Циолковского
Калужский музей изобразительных искусств
Информационно-познавательный проект SmileKaluga выражает благодарность партнёрам и сотрудникам музеев за предоставленную информацию