История «Рыбной ловли»: спустя 75 утраченная картина Голынского вернулась в Калужский музей изобразительных искусств
6 октября в Калужском музее изобразительных искусств прошла церемония передачи и презентации утраченного во времена оккупации Калуги экспоната – картины «Рыбная ловля» известного русского живописца Василия Андреевича Голынского (1954 – 1904 годы).
Живопись Голынского, выходца из крестьянской семьи и приверженца академической школы, отличалась душевной чистотой и непосредственностью.
На картине «Рыбная ловля» изображены крестьянские дети у ручья, наблюдающие за рыбой. Их фигуры детально прописаны, лица несколько идеализированы. Недостаток движения в сюжете компенсирован ярко выраженным эмоциональным состоянием детей: одна девочка ждёт дальнейших событий, другая – внимательно вглядывается в воду, третья – печальна и задумчива, один из мальчиков находится в нетерпении, другой – думает о чём-то далёком. На переднем плане чётко переданы детали пейзажа, на фоне видна панорама леса.
Эту картину оценил и купил калужский коллекционер и врач Н. В. Васильев, собрание картин которого, завещанное городу, легло в основу коллекции музея. Эта картина в первой экспозиции музея в доме Васильева (именно там был открыт Художественный музей) называлась «У ручья» и значилась под номером 62. Когда музей переехал в сегодняшнее здание, картину переименовали, дав первоначальное название «Рыбная ловля». В дни фашистской оккупации города полотно, как и многие другие экспонаты, исчезло из музея бесследно.
Картину вывезли в Германию, и долгое время она находилась в частной коллекции. Не так давно на одном из немецких аукционов она была приобретена коллекционером и меценатом Михаилом Цапкиным как работа неизвестного художника, привезена в Россию и направлена на Научно-исследовательскую независимую экспертизу им. П. М. Третьякова. На планке подрамника обнаружили надпись «КХМ», принятую аббревиатуру Калужского художественного музея, и инвентарный номер, под которым картина также значалась в каталоге похищенных и утраченных ценностей. Ещё сохранилось довоенное фото калужского музея 1939 года, на котором видно, что картина представлена в экспозиции, — фотография окончательно подтвердила предположения. И Михаил Цапкин принял решение безвозмездно вернуть картину музею.
Подобное событие в Калуге произошло впервые за 75 лет.
«Я приведу цитату из записи, сделанной спустя 5 дней после освобождения Калуги от фашистской оккупации: «Часть экспонатов расхищена господами офицерами негласно. Так, пропали отдельные вещи из коллекции оружия, фарфоровые предметы, некоторые картины. Часть экспонатов подверглась «легализованному» грабежу: покупалась якобы с разрешения Городской управы на фальшивые оккупационные марки… Более 1000 музейных экспонатов пропали безвозвратно», — процитировал на церемонии передачи картины министр культуры и туризма Калужской области Павел Суслов, добавив, — То, что происходит сейчас, вселяет надежду, что и другие экспонаты вернутся в музеи».