Дымковская игрушка – старинный промысел, существующий на территории Вятской земли более четырехсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним языческим праздником Свистуньи, к которому женское население Дымковской слободы города Вятки лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток. К концу XIX века все больше игрушек стали изготовлять на продажу, ярко раскрашенными, с разнообразными образами: барыни, няни, всадники. Но в конце XIX – начале XX века изготовление игрушки сильно сократилось, т.к. не могло ручное производство конкурировать с фабричным. Рынок заполонили гипсовые штампованные игрушки..
Возрождение промысла началось в 1930-е гг. и связано с именем А.И.Деньшина, вятского художника-пейзажиста, знатока дымковского ремесла. После революции 1917 года А.И.Деньшин занимался изучением и пропагандой дымковского промысла. Боясь его изчезновения и пытаясь привлечь внимание новых властей к этой проблеме, художник создает рукописные альбомы «Вятская глиняная игрушка в рисунках» (1917), «Вятская глиняная игрушка. Куклы нарядные» (1919), «Вятские старинные глиняные игрушки» (1926), вышедшие в Вятке и Москве небольшими тиражами. Именно Алексей Иванович Деньшин сыграл решающую роль в судьбе возрождения всего промысла, организовав артель «Вятская игрушка» с потомственными мастерицами А.Мезриной, Е.Пенкиной, Е.Кошкиной. Их руками созданы многочисленные талантливые произведения.
Каждая игрушка неповторима, сохраняет реальность и обобщенность образа, веселую декоративность и красочность. Лепится игрушка из местной красной глины, и после обжига ее покрывают белилами. До революции использовали мел, разведенный на молоке. Потом заготовку расписывали темперными красками, сегодня – анилиновыми красками, которые придают произведению яркость и нарядность. Характерная особенность росписи дымковской игрушки – геометрический орнамент, состоящий из точек, кругов, полос, клеток, дополненный поталью (заменителем золота) на головных уборах, воротниках, на головах и хвостах животных. В современной игрушке расширилась тематика. По-прежнему мастерицы исполняют традиционные формы и образы: всадники, дамы и кавалеры, няньки и кормилицы, бараны, медведи, кони. Упрощенные формы, идущие от старой игрушки, соответствующая одежда сохраняют условность, но точно передают типаж. Бытовые сценки, представляющие многофигурные композиции, изображают сегодняшний быт города и деревни: чаепитие, цирковое представление, охота, прогулки. Эти игрушки по форме близки традиционным мотивам.
Дымковская глиняная расписная игрушка занимает одно из ведущих мест в современном декоративно-прикладном искусстве. Выставки народной игрушки пользуются успехом в нашей стране и за рубежом.
В собрании Калужского музея изобразительных искусств хранится коллекция дымковской игрушки 1930 – 1960-х годов, выполненная известными потомственными мастерами промысла, членами Союза художников СССР О.И.Коноваловой, З.В.Пенкиной, А.В.Калининой, А.П.Пенченкиной, А.И.Ворожцовой, А.В.Кузьминых, В.П.Красиковой, Н.П.Давыдовой, З.И.Казаковой, Л.А.Ивановой, Н.П.Борняковой, Г.И.Нохриной и произведения Е.А.Смирновой (Перминовой) 1960-х и 2000-х годов.
- ВЫСТАВКА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧАЕПИТИЕ С А.С. ПУШКИНЫМ», ПОСВЯЩЕННАЯ 225-ЛЕТИЮ А.С. ПУШКИНА
- ВЫСТАВКА «ВОЗРОДИВШЕЕСЯ ИСКУССТВО. ПОСЛЕВОЕННАЯ ЖИВОПИСЬ ИВАНА ЗАХАРОВИЧА ПУШКАРЕВА (1904 – 1991)» В КМИИ
- Выставка «КРУГ СОЛНЦА»
- В этот день, 12 июня, был открыт КМИИ
- Выставка-конкурс Калужского областного Дома народного творчества и кино «Центральный» «Молодые дарования в декоративно-прикладном искусстве»