Выставка одной картины «А.Н. Шильдер. Лес» в КМИИ
До 15 июля в Калужском музее изобразительных искусств (ул. Ленина, 104, основная экспозиция) будет работать выставка одной картины «А.Н. Шильдер. Лес».
В собрании музея есть рисунок тушью пером, датированный 1888 годом. Тщательность выполнения свидетельствует о том, что он вышел из рук замечательного мастера, однако ,вызывает удивление то обстоятельство, что автор не имел специального художественного образования: воспитала его скорее художественная среда.
Речь идет об Андрее Николаевиче Шильдере (1851-1919) — сыне художника Н.Г. Шильдера, учившемся у И.И. Шишкина, посещавшим его мастерскую, ездившим в 1879 году с ним в Крым, а в 1893 году в Беловежскую пущу. Творческая активность Андрея Шильдера засвидетельствована участием на передвижных выставках с 1884 по 1918 годы и членством в Товариществе с 1891 года. Начиная с 1885 года Андрей Николаевич много работал в иллюстрированных журналах «Север», «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация», «Ласточка», «Новь», «Артист».
В 1903 году Шильдер стал академиком пейзажной живописи. Особую известность ему принесла большая панорама заводов Нобеля – «Город», выполненная к Нижегородской всероссийской выставке 1896 года. В 1880 году он получил Первую премию Общества поощрения художеств за картину «Туман в горах», в 1883 году – малую поощрительную медаль Академии художеств. В 1900 году по заказу Российско-Американской резиновой мануфактуры написал полукруглую панораму «Сбор каучука на реке Амазонке». Эта панорама на Всемирной выставке в Париже вместе с рядом выставленных художником картин получила золотую медаль и диплом.
Талантливый русский пейзажист А.Н. Шильдер жил и работал в Петербурге. В своих произведениях он использовал мотивы, встречающиеся в творчестве его учителя, – Ивана Ивановича Шишкина. В отличие от художников московской школы, отдававших предпочтение пейзажам с натуры, он скорее «придумывал» композицию каждой картины на основе собранного материала, главным образом, рисунков, компонуя и видоизменяя их до неузнаваемости. Многое черпал из своих огромных альбомов с рисунками деревьев самых различных пород, необыкновенно тщательно проработанных. Представленный здесь пейзаж может служить наглядным примером тому. Он, при удивительно детальной проработке, тем не менее, не оказывается разновидностью фотографии, но определенно отражает и мастерство художника, и его умение заставить зрителя внимательно вглядеться в поэтичный мотив, на первый взгляд, весьма привычный для Русского Севера.
Работы художника находятся во многих центральных и провинциальных музеях нашей страны.