Выставка одной картины откроется в КМИИ
С 6 октября в Калужском музее изобразительных искусств (ул. Ленина, 104, основная экспозиция) начнет работу выставка одной картины «ПанталеонШиндлер. Портрет неизвестной. 1885 год». К 175-летию со дня рождения художника.
Панталеон Юзеф Шиндлер (1846 – 1905) – польский художник, представитель академического направления в живописи.
Академизм – направление в изобразительном искусстве, сложившееся в художественных образовательных учреждениях – академиях. Оно подразумевает следование внешним формам классического искусства, идеализацию образов и ориентацию на искусство прошлого. В середине XIX века развивается иное направление – реализм, в котором мастера стремятся отразить точно и объективно окружающую их действительность. Во второй половине XIX века две тенденции – академизм и реализм существуют одновременно.
В настоящее время имя Панталеона Шиндлера не так часто вспоминают, когда говорят о европейском искусстве второй половины XIX века. Однако при жизни Шиндлер был достаточно известен. Его по достоинству оценили зрители, среди которых были также художники и критики искусства.
Достаточно мало сохранилось биографических данных о мастере. Художественное образование он получил в Варшаве, под руководством мастера Рафала Хадзевича. Был стипендиатом организации польских художников «Товарищества защиты произведений искусства», основанной живописцем Войцехом Герсоном, благодаря чему смог продолжить своё обучение за границей. В первой половине 1870-х годов он изучал живопись в Мюнхенской академии, в римской Академии Святого Луки и в парижской Школе изящных искусств. В Париже в 1874 году он познакомился с прославленным художником Ильёй Ефимовичем Репиным, который создал его портрет в 1875 году в технике офорта. В нижней части этого листа имеется подпись Василия Поленова: «Репин сделал портрет Шиндлера – с натуры. Очень талантливый художник-поляк, наш общий друг». Он также близко общался с французским художником Жюлем Бастьен-Лепажем и польским поэтом Циприаном Камилем Норвидом, к творчеству которого обращался в своей живописи. После обучения вернулся на родину, жил сначала в Варшаве, а затем в Ченстохове, где работал в монастыре Ясная Гора и основал свою школу живописи. В 1895 году он совершил путешествие по Подолью и Крыму. В 1902 году вернулся в Варшаву, где умер спустя три года.
Произведения Шиндлера можно отнести к большому количеству тем и жанров. Он стал известен благодаря своим работам в жанре обнажённой натуры, а также сюжетным картинам, принадлежащим к направлению ориентализма в живописи, в котором европейские художники отражали жизнь в странах Ближнего и Среднего Востока. Одно из наиболее знаменитых произведений мастера – полотно «Ева», отмеченное в 1889 году премией на международной выставке в Париже. Оно вызвало неоднозначную реакцию критиков, так как некоторые из них отмечали «будуарную» трактовку образа праматери человечества. Шиндлер, кроме этого, создавал работы на религиозные и литературные сюжеты, а также писал пейзажи и портреты. «Портрет неизвестной», датируемый 1885 годом, из собрания Калужского музея изобразительных искусств принадлежит кисти этого живописца.Данное произведение близко по художественному решению к другим портретным работам Шиндлера. На портрете изображена пожилая дама, очевидно, принадлежащая к высокому обществу, в трехчетвертном развороте. Всё внимание сосредоточено на передаче черт её лица, что видно как в композиционном построении, так и в свете и колорите. Написанное светлыми красками лицо резко выделяется на тёмном фоне. Её седые волосы, украшенные шалью, уложены на прямой пробор. Мастер скрупулёзно передаёт особенности её индивидуального облика, без какой-либо идеализации. Шиндлер предельно точен в изображении натуры. Не только внешность, но и сложные оттенки настроения, видимые в выражении лица, достоверно переданы мастером. Женщина одета в платье коричневого цвета, в её ушах – тяжёлые серьги с драгоценными камнями, а на шее – нити жемчуга. Её облик одновременно строг, скромен и элегантен.