Выставка «Магическое зеркало Жака Калло» откроется в КМИИ
С 19 января в Калужском музее изобразительных искусств (ул. Ленина, 104, основная экспозиция) начинает работу выставка одной картины «Магическое зеркало Жака Калло. К 430-летию со дня рождения художника».
«Всякий, кто полюбопытствует зайти за волшебный круг искусства Калло, взглянуть в его магическое зеркало, увидит с небывалой отчетливостью всю жизнь того времени, поразится искренностью, с которой она передана, и поразится ещё тем, какими средствами достигнуто это впечатление… Переходя через перо и резец Калло, формы жизни приобретали совершенно новый облик, получался какой-то «маскарад жизни», под личинами которого, однако, продолжали жить не куклы, а подлинные человеческие души…» (Александр Бенуа).
Жак Калло (1592 – 1635), французский гравёр и рисовальщик, один из самых блестящих графиков всех времен, родился в 1592 году в городе Нанси в семье дворянина. Мастерство гравюры Калло постигал в Нанси у ювелира Деманжа Крока и живописца на стекле Клода Анриэ. Легенда гласит, что мальчиком Калло, присоединившись к цыганам, бежал в Италию и во Флоренции учился живописи у Ремиджо Кантагаллины. Известно, что в Риме он обучался технике резцовой гравюры у Антонио Темпесты и Филиппа Томассена. В 1611 году Калло переехал во Флоренцию, где стал работать в мастерской художника и режиссера придворных празднеств Джулио Париджи. Здесь же, во Флоренции, он начал посещать представления итальянского площадного театра, которые произвели на него большое впечатление.
Жак Калло выработал свой особенный, «театральный» стиль, который оказал огромное влияние на его учеников и последователей. Его композиции отличаются резким контрастом между фигурами переднего и заднего плана, яркими деталями, а также необычными ракурсами, расширяющими пространство до фантастических пределов. Правдивое воспроизведение фигур и событий объединено у Калло с фантастикой (серии офортов «Каприччи» и «Горбуны»).
Калло ввел новую технику офорта, позволявшую выполнять очень мелкие фигуры и прорисовывать детали. Для того чтобы проводить иглой ровные борозды требуемой толщины, он использовал в офорте твёрдый («флорентийский») лак. Такой лак позволял осуществлять многократное травление «доски» (печатной формы) для достижения наибольшей точности рисунка и мягкости тональных переходов. За свою короткую жизнь Калло создал около 1500 эстампов, большей частью в технике офорта.
Композиции Калло стали впоследствии источником вдохновения не только для художников, но и для писателей, как, например, для Т.А. Гофмана, создавшего свои «Фантазии в манере Калло». Творчество художника было высоко оценено его коллегами по цеху. Известно, что его офорты коллекционировали Рембрандт, Давид Тенирс Младший, Антонис ван Дейк.
«Игра в Брелан« – одна из двух ночных сцен с искусственным освещением, созданных Жаком Калло в 1629 или 1630 году после поездки по Фландрии. В данном случае Калло решает чрезвычайно сложную задачу передачи света и тени в ночной сцене, где пространство освещено лишь локально. По своему стилю эта работа близка произведениям утрехтского караваджиста Геррита ван Хонтхорста, который за изображения ночных сцен получил у итальянцев прозвище «Ночной Герардо». На офорте Калло изображены шулеры, играющие в карты с молодым человеком, который персонифицирует собой так называемого «блудного сына». Существует версия, что в образе «блудного сына» художник изобразил себя, а в образе куртизанки – свою жену. Копия офорта Калло исполнена между 1628 и 1680 гг. в парижской гравёрной мастерской Пьера Мариетта Старшего (1603 – 1657). Серия «Лотарингское дворянство», исполненная в 1624 г., включает 12 офортов, в том числе представленный на выставке лист под условным названием «Кавалер со сложенными руками».