Выставка одной картины откроется в Художественном музее
К 130-летию со дня рождения Александра Осмёркина (1892 – 1953) в Калужском музее изобразительных искусств (ул. Ленина, 104, основная экспозиция) начала работу выставка одной картины «Верея. Улица».
Имя автора этого произведения не принадлежит к числу широко известных, хотя он в действительности оставил заметные следы в истории русского искусства, преимущественно советского периода.
Александр Александрович Осмёркин родился в 1892 году в городе Елисаветграде Херсонской губернии (ныне Кировоград, Украина) в семье землемера из крестьян. Влечение к искусству испытывал уже в период обучения в Елисаветградском реальном училище в 1902-1910 годы: рисовал, увлекался театром, участвовал в любительских спектаклях. Начальное художественное образование пытался получить в Петербурге. Осенью 1913 года приехал в Москву, где посещал студию живописи и рисунка И.И. Машкова и даже участвовал в выставке «Бубнового валета». Тогда же познакомился с Г.Б. Якуловым и «встретился с Бурлюком, Татлиным, Грищенко, Ларионовым. Гончаровой, но верным остался «Бубновалетцам», — как он вспоминал впоследствии.
Политические изменения в стране предопределили дальнейшую судьбу художника. Зимой 1917 года он принял участие в московской выставке «Мира искусства», что считал крупной победой и признанием со стороны самых взыскательных художников. В октябре-ноябре 1918 года он руководил оформлением агитпоезда, а к первой годовщине революции выполнил панно на здании бывшего Оперного театра С.И. Зимина. Участвовал в различных выставках.
В этот период складывается зрелый стиль художника, в котором элементы кубизма сочетаются с ярко выраженной сезаннистской палитрой. Его произведения приобретают музеи. С осени 1918 года начинает преподавательскую деятельность: по приглашению П.П. Кончаловского занимает должность ассистента мастерской А.А. Моргунова, с лета 1919 года становится профессором. В Пятигорске оформляет спектакли.
Творческая активность А.А. Осмёркина проявляется и в том, что он вместе с Фореггером и В.В. Каменским организовал театр «Московский балаган». Вместе с другими членами общества вошел в состав обновленного «Мира искусства», участвовал в двух его выставках и, по его словам, «излечивался от болезни левизны». С конца 1920-х годов начал писать реалистические пейзажи, портреты и натюрморты, а также заказные картины на революционные темы, участвовал в многочисленных выставках, продолжал преподавательскую деятельность. Умер в 1953 году в поселке Плёсково Московской области.
Полотно художника «Верея. Улица» в собрании Калужского музея изобразительных искусств — примечательное произведение в плане отражения творческой позиции автора, тонко воспринимающего поэтические уголки Подмосковья. Вместе с тем это документация русского провинциального городка, его облика предвоенного периода.