В мастерской Михаила Мантулина
Михаил Мантулин – дизайнер, архитектор, художник, преподаватель, член Калужского отделения Союза художников России, уникальный мастер, который работает в различных техниках изобразительного искусства, экспериментирует и создаёт неповторимые по стилю работы. Они популярны в России и Европе, его архитектура украшает многие города мира, картины находятся в музейных и частных коллекциях разных стран. Мы побывали в мастерской художника и побеседовали с Михаилом Мантулиным о его творчестве и искусстве сегодня.
SK: Михаил Дмитриевич, какие направления в искусстве привлекают вас сегодня?
Михаил Мантулин: По первому своему образованию я архитектор. После окончания архитектурного факультета Ташкентского политехнического института занимался в Центральной экспериментальной студии художников СССР. Живопись, графика,
монументальное искусство, арт-дизайн, современная художественная эмаль и архитектура – я работаю в разных областях проектирования и изобразительного искусства, и в этом нет мне каких-то преград. Мне нравится поп-арт. Это направление, зародившееся в Америке в 50-60-х годах. Один из ярчайших представителей – Энди Уорхол. Из русских художников наиболее близок к этому направлению Владимир Татлин. Я использую любые предметы, сочетания разных материалов, начиная от старых компьютерных плат, заканчивая вставками из произведений искусства. Некоторые детали я даже нахожу на свалке, например, как для «Золотой осени» (это ремейк на одноимённую картину И. Левитана).
SK: Пользуется ли популярностью и коммерческим успехом сегодня поп-арт в Калуге и в России?
Михаил Мантулин: Я работаю, прежде всего, для себя, для души. Покупатели бывают редко, в основном, из Москвы, но их немного. Иногда это направление удаётся применить в некоторых объектах. Так, например, в посёлке Вороново (Москва) расположен Государственный архив министерства экономики РФ: там находится моё панно «Отражение прошлого» (высотой
4,8 метров, шириной 3,7 метров). В нём я использовал металлические хромированные изделия, зеркальные пластины, вставки из эмали на стальных пластинах, как и в других своих работах в жанре поп-арта.
Кстати, эмаль – древнейший вид искусства, изобретённый 5000 лет тому назад ещё в Древнем Египте, и мне также нравится работать в этой технике. Направление нужно развивать в Калуге: сейчас в области 9 художников-эмальеров. Недавно мы с супругой, членом КО СХР Людмилой Зайчиковой, открыли мастер-классы по художественной эмали. Подобное уже есть в других провинциальных городах, например, в Ярославле, Ростове Великом. Наша дочь, Алиса Мантулина, также работает в технике эмали. У нас, к слову, есть проект «ART7Я» — семейная выставка горячей эмали, живописи и поп-арта.
SK: Что вы стараетесь донести до зрителя, используя такие детали в арт-объектах, поп-арте?
Михаил Мантулин: Детали – это ассоциативный ряд. Каждый воспринимает его по-своему, я просто оперирую художественными средствами: цветом, фактурой, композицией, создаю художественный образ, который может быть не всегда считан или понят так, как его задумал художник. У каждого восприятие своё.
SK: А как вы относитесь к сегодняшнему современному искусству, один из принципов которого – создание художественных образов в индивидуальном сознании зрителя?
Михаил Мантулин: Смотря что считать искусством… Я сторонник традиционных взглядов на искусство. У современного искусства, которое сформировалось в XX веке и продолжает развиваться в веке XXI, есть истоки, их
нужно учитывать: Кандинский, Малевич, Татлин – они работали с традиционными методами, композицией, цветом. Некоторых сегодняшних художников я не понимаю и не одобряю. На одной из столичных выставок живого голого человека замуровали в стеклянный ящик – я не считаю, что это акт искусства, это граничит с дикостью. Дэмиен Херст продал акулу как произведение искусства за 12 миллионов долларов! Сначала с интернете нашёл тушу акулы и купил её за 5 тысяч долларов, затем разрезал, забальзамировал и выставил в одной из галерей Лондона. Разве это художественный акт? Это успешный бизнес-проект. Критики до сих пор, спорят, является ли эта акула произведением искусства или нет. А вот картины нашего земляка Эдуарда Штейнберга – это высокое искусство. Он жил и работал в Москве, Тарусе и Париже. Мы с ним встречались и в Тарусе, и в Париже.
SK: Стоит ли, на ваш взгляд, начинающим художникам из провинции, например, из Калуги стремиться в столицы? Или лучше оставаться на малой родине? Ведь вы в Калуге добились успеха, вас знают за пределами России.
Михаил Мантулин: Жителям и художникам Москвы, Санкт-Петербурга, конечно, проще: все известные галереи и коллекционеры сконцентрированы там, любители искусства из
других стран едут именно в столицу, и вряд ли поедут в провинцию. В столицах проще стать известным. Калуга – это провинция, а ещё – тихий спокойный город, где ничто не мешает работать и творить. Нужно занимать активную жизненную позицию, участвовать в международных выставках. Но это не всегда приносит коммерческий успех, это скорее всего – средство коммуникации, развития.
SK: А что в Европе? Вы многократно выставлялись там, жили и работали. Что там ценят сейчас? Как там живётся молодым художникам?
Михаил Мантулин: В Европе широкий диапазон и спектр произведений искусства, начиная от примитива, абстракции, кубизма, сюрреализма и заканчивая реализмом.
Молодым художникам пробиться сложно, но есть галереи, которые раскручивают новые имена. Наряду с этими художниками в галереях продаётся искусство 20-х годов (Пикассо, Шагал…), эти работы становятся всё ценнее и ценнее. Там всё, как развивалось, так и развивается. У нас в СССР преобладал соцреализм, а потом появились и другие направления. Так, например, уже более 35 лет назад в Калуге была создана Академия аналитического искусства (АКАНИС), президентом которой я и являюсь.
SK: А чего не хватает нашему городу, и, может, наоборот есть что-то уникальное?
Михаил Мантулин: Конечно же, это АКАНИС – всепланетное творческое объединение, собравшее художников Калуги, Москвы и Московской области и других стран мира: США, Франции и Средней Азии. С другой стороны, в Калуге не все виды изобразительного искусства доступны для тех, кто хочет ими начать заниматься. Например, в Ярославле есть
творческое объединение художников-эмальеров ЭМАЛИС, которое поддерживает администрация города, куда каждый может прийти и познакомиться с техникой горячей эмали. Ещё в Калуге не хватает частных галерей, которые могли бы вести независимую политику. Все учреждения государственные. Меня поразило, что в Можайске Дом художника построен частным лицом. Объем выставочных залов – в три раза больше, чем у нас в Калуге. Говорят об этом инвесторе, что в России появился новый Третьяков. Кстати, меценатства, спонсорства у нас тоже не достаточно.
SK: А Калужское отделение Союза художников России, оно в этом году отметит юбилей, открывает дополнительные возможности?
Михаил Мантулин: КО СХР предлагает художникам разные пути развития. Самое главное достижение – это мастерские. В других городах и в Москве получить мастерскую гораздо сложнее, чем у нас. Там есть борьба, завышенная арендная плата. Здесь же всё пока спокойно. Любой художник, член КО СХР, может получить мастерскую.
SK: Михаил Дмитриевич, вы ведёте широкую общественную деятельность, преподаете в Калужском областном колледже культуры и искусств. Реализуются ли в этих сферах ваши идеи?
Михаил Мантулин: Я состою в архитектурном совете при Губернаторе Калужской области и городском Градостроительном совете. Конечно, моё мнение, насколько это возможно, учитывается. 4 года преподаю в колледже, воспитываю дизайнеров. Мои студенты участвуют в профессиональных выставках, даже получают премии. На общественных началах мы разрабатываем проекты благоустройства для города. Вот сейчас, в качестве дипломной работы, студенты 4 курса разрабатывают проект по благоустройству международного аэропорта «Калуга», возможно, какие-то идеи найдут своё применение в оформлении интерьеров и территории аэропорта.
- ВЫСТАВКА «ВОЗРОДИВШЕЕСЯ ИСКУССТВО. ПОСЛЕВОЕННАЯ ЖИВОПИСЬ ИВАНА ЗАХАРОВИЧА ПУШКАРЕВА (1904 – 1991)» В КМИИ
- Открытие выставки «Художественные династии Калуги» в КМИИ
- Пасынки прогресса. Почему Санкт-Петербург так и не смог стать новой Женевой?
- Библиотеки Калужской области присоединятся к акции «Библионочь»
- Фестиваль современного искусства «Циолковский фест» пройдет в ИКЦ