Зачем Нестеров создал второй вариант картины «Дмитрий – Царевич убиенный»?
В постоянной экспозиции Калужского музея изобразительных искусств находится картина «Дмитрий-Царевич», написанная Михаилом Васильевичем Нестеровым в 1924 году и повторяющая в уменьшенном размере сюжет более раннего полотна Нестерова «Дмитрий – Царевич убиенный» (1898 год). Первый вариант хранится в Русском музее.
«Жалость к убиенному царевичу-ребёнку должна быть разделена с жалостью к великому страданию, великой тайне, горю матери, потерявшей лелеемую ею лучшую часть души своей, душу своего ребёнка, существа ещё не опороченного, ещё идеального, ещё святого…», — писал Нестеров о содержании полотна.
Зачем же Нестеров вернулся к этому сюжету спустя 26 лет?
Как известно, из творческой биографии художника, он не единожды создавал варианты своих работ. Например, Нестеров написал три варианта картины «Царевны» после смерти своей первой любимой жены. Второй вариант «Дмитрия – Царевича» художник создал после поездки в Санкт-Петербург в Русский музей в марте 1923 года и после ряда жизненных потрясений, пережитых вместе со всей Россией. В разгар Гражданской войны были расхищены рисунки и эскизы Нестерова. После революции 1917 года семья Нестерова была вынуждена уехать на Кавказ. Затем уже в Армавире художник заболел и долгое время не мог работать.
Нестеров решил повторить картину, но не сделать копию с неё, а создать новое полотно в более обобщённой, строгой, одухотворённой живописью. «Глядя на калужскую картину, ощущаешь жалость не только к несчастному Царевичу и его матери, но и ко всей Руси, прекрасной и несчастной… в художественном повествовании начинают звучать эпические ноты»,- пишет искусствовед, заслуженный работник культуры РФ Владимир Обухов.
В калужской картине менее яркая, чем в первом варианте, приглушённая палитра: берёзки полупрозрачны, парящая фигура Царевича невесома. По словам Нестерова, создавая этот образ повторно, он занимался поиском «живой души, духа природы». Картина стала отражением нового восприятия образа Дмитрия-Царевича, всегда бывшего для художника сокровенным.
И, конечно, в этой картине – уникальный «нестеровский» пейзаж: неброская красота русской природы, повторяющиеся в разных вариациях белостволые берёзки, молодые ёлки, листья осеннего леса, вербы с бархатистыми серёжками, еле заметные цветки на фоне бесконечных просторов, и одухотворённая природа, сопереживающая судьбе героя.
Автор текста — Анна Синицына, беседовала с сотрудником Калужского музея изобразительных искусств, искусствоведом, заслуженным работником культуры РФ Владимиром Обуховым.
Партнёры рубрики «Музей онлайн»:
Калужский объединённый музей-заповедник
Государственный музея истории космонавтики им. К. Э. Циолковского
Калужский музей изобразительных искусств
Информационно-познавательный проект SmileKaluga выражает благодарность партнёрам и сотрудникам музеев за предоставленную информацию
- Выставка, посвященная 225-летию со дня рождения великого поэта «Александр Сергеевич Пушкин. 1837 – 1937»
- Пасынки прогресса. Почему Санкт-Петербург так и не смог стать новой Женевой?
- Выставка «Евгений Щербаков. К 100-летию со дня рождения»
- Библиотеки Калужской области присоединятся к акции «Библионочь»
- На МКФ «Циолковский» в рамках программы фильмов Игоря Угольникова покажут четыре военных фильма