Белорусский музыкальный театр: художественный руководитель о калужских гастролях
Завтра, 13 апреля, заканчиваются гастроли Белорусского государственного академического музыкального театра в Калуге. В последний день гастролей на сцене Калужского драматического театра прозвучит гала-концерт в 2-х отделениях «Сказки Венского леса», в котором примут участие как молодые вокалисты, так и примадонны театра. Накануне мы побеседовали с художественным руководителем театра, заслуженным работником культуры республики Беларусь Адамом Османовичем Мурзичем.
SK: Адам Османович, какие впечатления у Вас от нашего театра и калужской публики?
Адам Османович: Театр великолепный, просто царский. Прекрасный фасад, внутри всё сделано с любовью к тем, кто представляет театр на сцене, и к театралам. Я детально послушал и оценил акустику: с такой хорошей акустикой удобно и приятно работать музыкальному театру. Зритель сидит близко – и всё слышно. Да, в театре нет оркестровой ямы, но это же – драматический, а не музыкальный театр. Поэтому отсутствие оркестровой ямы – не ваша проблема. Театр замечательный не только как здание. Спасибо Александру Анатольевичу Кривовичеву и всей его команде за теплый прием. Видно, что все сотрудники театра работают слаженно, с душой. Ну и публика… Публика – это самое главное. Всегда волнуешься перед гастролями: дома уже знают то, что ты можешь показать, и выступление перед новой публикой – это определенный экзамен. Думаю, мы его «сдали на отлично». Не скрою, мы серьезно готовились к этим гастролям и привезли спектакли, которые у нас имеют высокий рейтинг. Публика оценила, чувствовалась ее заинтересованность и благодарность. Когда я выходил из зала, меня уже стали узнавать в лицо, останавливали, благодарили, говорили, что придут обязательно еще раз. И я уверен, тот факт, что у вас нет музыкального театра, не сыграл роль: калужане – не «изголодавшаяся» публика, к вам приезжают разные театры, и вам есть с чем сравнить, ведь рядом Москва. Я думаю, просто у нас всё получилось. На спектаклях – аншлаг. Я слышал дыхание зала на балете «Жизель», а на опереттах – заразительный хохот. И он звучал, как «ха-ха-ха», а не «гы-гы-гы» (если «гы-гы-гы» — это значит, что игра плоская, актеры «не дотягивают», а «ха-ха-ха» — высшая оценка). Спектакли комментировали, зрителям было интересно. Так что, публика нас тоже приняла хорошо. И актеры получили мощный заряд.
SK: А как Вам сам город, его архитектура, улицы?
Адам Османович: В центр я не пошел, на территории «старой Калуги» также еще не удалось побывать. Ходил не по центральным улицам. Огромное впечатление на меня произвел Музей космонавтики. И стела на могиле Циолковского, слова, высказывания этого великого человека. Город нормальный: много магазинов, небольшие магазины практически на каждом углу. У нас в Минске по-другому. Порадовало, что есть белорусские магазины, но эти продукты я могу попробовать и дома. А то, что покупал у вас, все было вкусно. И я удивился, когда узнал о таком высоком рейтинге Калужской области. Скажу, мы приехали туда, куда надо, к людям, которые умеют работать и ценить искусство. Впереди еще несколько дней в Калуге, и я обязательно увижу что-то новое.
SK: Адам Османович, были ли какие-то трудности на новой сцене, или, может быть, Вы заметили недоработки профессиональным взглядом?
Адам Османович: Ни на что не могу пожаловаться. Фонограмма вместо оркестра, конечно, не красит театр. Но мы просто не могли разместить весь оркестр, а на тех спектаклях, что мы привезли, он должен быть в полном составе. У нас масштабнее сцена, и, соответственно, больше декораций. Мы заранее спланировали, что привезти: наши люди сделали специальную подборку декораций для калужской сцены, чтобы стилистика и композиция полностью соблюдались. А если бы сцена была больше, мы бы показали все проекты художников: «Софья Гольшанская», «Граф Люксембург», «Сильва» и «Летучая мышь» были бы значительнее в плане декораций.
SK: Солистками в балета были Мику Сузуки и Ририко Ито, японки. Расскажите, как сложился интернациональный состав театра?
Адам Османович: У республики Беларусь еще давно завязались контакты в сфере искусства с Японией, и японские дети приезжают в Минск в Хореографическое училище, оно у нас сильное. В большой балет со студенческой скамьи в Японии никто не возьмёт – нужно натанцевать репертуар. В Большой театр в Москве им тоже попасть трудно: там стараются формировать труппу на долгие годы, если не на всю жизнь. Ну и хороших балерин всегда видно, поэтому мы предложили им работу у нас. Кроме Мику и Ририко в нашей труппе есть еще Юми Фудзивара, тоже солистка. Они отлично работают, очень воспитанные. Да, был случай, одна из наших бывших солисток уехала в Японию вместе с партнером-белорусом (который также стал ее мужем). Мы сделали из них пару, жаль… Но мы рады за них, пусть развиваются и достигают высоких целей. А еще в нашей труппе есть француз. Он сам приехал к нам, чтобы научиться танцевать (конечно, он уже что-то умел). В хореографическое его не брали по возрасту. С ним стал заниматься народный артист Беларуси, наш главный балетмейстер Владимир Владимирович Иванов. И он «подтянул» француза – у этого артиста сейчас есть даже соло.
SK: Если еще раз пригласят в Калугу, приедете?
Адам Османович: Обязательно. У нас широкий репертуар. В театре около 35 спектаклей, а мы привезли только 9 и гала-концерт «Сказки Венского леса». У нас замечательная опера «Паяцы», которую мы показывали и на западе, балеты «Ассоль», «12 стульев», мюзиклы «Стакан воды», «Обыкновенное чудо», оперетта «Цыганский барон»… Мы бы привезли другой, но не менее интересный репертуар. А еще у нас есть замечательные детские спектакли, например, «Красная шапочка» и «Бременские музыканты». С «Бременскими» наш театр пригласили в Кремлевский дворец на 45-летие «Бременских музыкантов». «Айболит», «Морозко», для детей до 5-ти лет – «Золотой цыпленок»…
SK: Адам Османович, ну и напоследок, что пожелаете калужанам?
Адам Османович: Хочу пожелать, чтобы в вашем Калужском театре всегда царила атмосфера праздника, такая, какая была на наших гастролях. А калужских актеров во всех городах встречали так же тепло. Процветания Калужскому драматическому театру!
Был на «Щелкунчике». Мне очень понравилась! Но, было заметно, что артисты привыкли к исполнению своего репертуара на большей сцене. Тем не менее, еще раз — БРАВО!
Балет «Жизель» очень понравился, особенно второе действие. Очень драматично, очень красиво и профессионально, очень чувственно. Спасибо!