Антон Долин о профессии кинокритика
Антон Долин — кинокритик, кинообозреватель, радиоведущий, журналист.
SK: Антон, расскажите, как вы стали кинокритиком?
Антон: Это длинная история. Не мечтал с детства. Не уверен, что есть люди, которые с детства мечтают о такой профессии: ее смысл не очевиден. Я окончил филфак МГУ, затем, не зная куда податься, пошел на радио. Начал заниматься журналистикой, и в культуре я понимал немного больше, чем в экономике или политике. Культура стала моей главной темой. Съездил на Каннский кинофестиваль и понял, что мне нравится и у меня получается.
SK: Что привлекает больше всего в профессии кинокритика, отчего получаете удовольствие?
Антон: Ответов несколько. Я – трудоголик: люблю работать, а согласитесь, эта работа – не мешки ворочать и кирпичи таскать, моя работа умственная, мне нравится мыслить. Мне нравится смотреть кино и анализировать его, мне также нравится писать и разбираться, что откуда берется в искусстве, почему искусство воздействует так, а не иначе, и по-разному на разных людей. Думаю, в момент контакта с произведением любого вида искусства (я не имею в виду только кино!) человек раскрывается гораздо больше, чем в любой другой ситуации. Барьеры есть и в общении, и даже в постели люди не искренни до конца. Но когда человек начинает плакать при просмотре «Короля Льва» или второй части «Терминатора», когда тот опускается в расплавленное железо, или когда читатель оплакивает смерть Констанции Бонасье, когда посетители, завороженные полотнами Марка Ротко, сидят часами в Вашингтонском музее, или когда мы открываем рот от изумления, впервые услышав арию из «Свадьбы Фигаро», — в эти мгновения человек максимально открыт, беззащитен, не способен себя контролировать. Это очень ценный момент: искусство проникает в него. И я люблю в этом разбираться. Я люблю кино, но другие виды искусства, литературу, архитектуру, музыку, живопись, уважаю больше. Я бы не решился разбирать их (за исключением, пожалуй, литературы). А кино – это такой компилятивный вид высказывания, в котором собрано всё на свете. Почему бы туда не залезть?
SK: В любой, даже самой творческой работе есть рутина. В чем ваша рутина?
Антон: Это просмотр кино. Многие, конечно, думают, что самая сладкая профессия – смотреть кино с утра до вечера. Я не жалуюсь, но есть некоторые трудности. Когда на Каннском кинофестивале за 10 дней ты смотришь 50 фильмов подряд, восприятие притупляется. А если я вместо того, чтобы плакать там, где нужно плакать, или смеяться там, где нужно смеяться, смотрю на часы, то нет шансов, что статья о фильме будет хорошей, а рассказ о нем интересным. Моя рутина – это бесконечная работа над собой: чтобы мои инструменты восприятия и анализа не притуплялись, когда постоянно впитываешь в себя искусство. Понять это можно на практике: посадите любого человека без перерыва и права заснуть просмотреть пять фильмов, при чем первый – какая-нибудь душещипательная испанская драма про инцест, второй – тайское малобюджетное кино про призраков, далее – киноверсия телесериала из Греции. Наверняка, он запросит пощады в конце такого дня.
SK: Антон, а что нужно, чтобы стать хорошим кинокритиком (или критиком)?
Антон: Должно быть три качества. Во-первых, нестяжетальство. Начиная себя в любой профессии, не нужно в первую очередь думать о деньгах, когда же вам их много будут платить. И эта профессия – не исключение. Во-вторых, трудолюбие. Надо работать: не только смотреть много фильмов. Нужно работать над мыслями и текстами. В-третьих, требовательность к себе. Никогда не будьте довольны собой. Никогда, написав текст, не думайте: «Ай, какой я молодец!». Думайте: «Как жаль, что я не написал лучше», тогда будет получаться лучше и лучше.
- На V МКФ «Циолковский» покажут семь полнокупольных фильмов
- Пасынки прогресса. Почему Санкт-Петербург так и не смог стать новой Женевой?
- Библиотеки Калужской области присоединятся к акции «Библионочь»
- Фестиваль современного искусства «Циолковский фест» пройдет в ИКЦ
- На МКФ «Циолковский» в рамках программы фильмов Игоря Угольникова покажут четыре военных фильма