Сергей Балыков: «Театр кукол – отдельный вид искусства»
Сергей Николаевич Балыков — главный режиссер Калужского театра кукол
Прошлый театральный сезон в Калужском театре кукол прошел без главного режиссера. В сентябре 2014 года на эту должность принят Сергей Николаевич Балыков, ранее возглавлявший творческий коллектив Белгородского государственного театра кукол. С ним мы поговорили о творческих планах и искусстве театра кукол.
SK: Сергей Николаевич, расскажите, как вы познакомились с Калужским театром кукол и пришли на должность главного режиссера?
Сергей Балыков: Я был вынужден покинуть Белгородский театр. А когда меняешь театр, то меняешь и город (второго такого театра в городе, как правило, нет). Случайно увидел объявление, что калужскому театру требуется главный режиссер. Мы понравились друг другу и договорились. Конечно, были другие предложения. Сам я – из Нижнего Новгорода. И когда увидел местную, калужскую, природу, всё такое родное, я понял – это мой край.
SK: Каким вы видите дальнейший путь Калужского театра кукол?
Сергей Балыков: Насколько я понял, весь «джентельменский набор» классического репертуара театров кукол в Калуге уже создан. И это определенным образом развязывает мне руки. Да, мы обязаны ставить общеизвестные сказки, потому что нередко зритель идет именно на название, но у нас сейчас задача выходить не только на спектакли, которые всегда востребованы зрителем и выполняют миссию «культурного обслуживания», но и на спектакли, которые могли бы раскрыть для зрителей театр кукол как определенный вид искусства, не рассчитанный конкретно на детей или на молодежь, а существующий для всех. В театре кукол, как и в других видах искусства, например, в кинематографе, должны быть и элитарные произведения, и постановки, рассчитанные на детей, и на взрослых. Калужский театр хочется направить по пути одного из главных предназначений искусства: стремления к очищению через сострадание, катарсису. Некоторые говорят: «Я хожу в театр для развлечения». Но это же не так. Нередко зритель не знает, зачем идёт на спектакль, подспудно понимая, что спектакль должен всколыхнуть что-то в душе. И если это произошло, то хороший спектакль останется в памяти человека на всю жизнь. Искусство театра – это, в какой-то мере, непрожитый опыт. Если зритель этот непрожитый опыт принимает, то он становится опытнее, мудрее, богаче. А если навернулись слёзы, значит, душа растёт. Всё это относится и к театру кукол. Мы намечаем ряд работ, которые пойдут именно по этому направлению. Пока их список еще не утвержден.
SK: Какая работа ждёт актеров театра?
Сергей Балыков: Спектакли Калужского театра кукол очень профессиональны. Это касается и актеров. Впереди нас ждет кропотливая, серьезная, вдумчивая работа, которая состоится, если сложится наш альянс. В нем должно быть взаимопонимание всего коллектива наряду с внутренней устремленностью самих актеров.
SK: А что ждёт зрителей Калужского театра кукол в ближайшее время?
Сергей Балыков: К Новому году мы ставим спектакль «Морозко». С ним собираемся освоить площадку больше и шире нашей – в Городском досуговом центре – чтобы охватить премьерой больше населения. А дальше – приступаем к спектаклю «для взрослых». Это будет первая подобная проба для Калужского театра кукол. Хотим взять в работу пьесу, созданную по произведениям Н. С. Лескова, «Барин, Полина и Петух». Такой выбор, во-первых, потому что это совершенно замечательный язык, во-вторых, это классическая литература, и в этом ключе мы становимся популяризаторами определенных литературных направлений, в-третьих, это безумно интересно – смешно и грустно, перекликается с нашим сегодняшним днём, когда одна бумажка может решить судьбу человека. Сейчас подыскиваем художника (успех спектакля театра кукол на 50 процентов зависит от мастерства художника!) – ведь главного художника в Калужском театре кукол пока тоже нет. Есть на примете две сестры-близнецы – предвыпускницы Академии в Санкт-Петербурге. Они уже прислали первые эскизы. Окончательного решения еще не приняли, но пока нам нравится их работа. Когда режиссер и художник работают в тандеме, это приносит очень хорошие плоды. К слову, на днях состоялась премьера спектакля «Руслан и Людмила» в Белгороде. Я, режиссер этого спектакля, работал вместе с классным художником Захаром Давыдовым (из Санкт-Петербурга). Спектакль был принят просто на ура! Критики отметили его как огромный подарок городу, некоторые даже сравнивали его с праздничным тортом. Хотелось бы, чтобы таким же подарком, «праздничным тортом» стал и калужский спектакль по Лескову.
Фотографии предоставлены Сергеем Балыковым
- Открытие выставки «Художественные династии Калуги» в КМИИ
- Всероссийский хореографический фестиваль «Лето грации» 2024
- Пасынки прогресса. Почему Санкт-Петербург так и не смог стать новой Женевой?
- Библиотеки Калужской области присоединятся к акции «Библионочь»
- На МКФ «Циолковский» в рамках программы фильмов Игоря Угольникова покажут четыре военных фильма