Светлана Фарниева: «Городская скульптура должна смотреться естественно»
Светлана Фарниева. Скульптор, член Союза художников, автор городских скульптур «Памятник театральному зрителю», «Голуби», «Мешок счастья», «Грёзы о небе», «Факелоносец», «Памятник матери», «Золотая рыбка», памятников Святославу Фёдорову и Ветерану, бюстов Серафиму Туликову, Николаю Будашкину в Калуге.
SK: Светлана, вы – автор ряда современных городских скульптур и памятников в Калуге. Идеи установки некоторых принадлежат директору Калужского областного драматического театра Александру Кривовичеву. Как родился ваш творческий тандем?
Светлана Фарниева: Мы не были знакомы с Александром Анатольевичем до нашего первого проекта, Памятника театральному зрителю. Мне общая знакомая, художник Валентина Казакевич, сказала, что у директора театра есть такая идея, и нужно обсудить ее. В первом же разговоре мы поняли, что отлично понимаем друг друга и мыслим в одном направлении.
Так родилась Театралка, потом – Голуби, Мешок Счастья, «Грёзы о небе» (Циолковский с велосипедом). Сейчас с Александром Анатолиевичем у нас дружеские отношения и есть новые планы. В одной из поездок по Европе он увидел очень выразительный поцелуй и подумал, почему бы не установить подобный в Калуге? Когда мы обсуждали идею, Александр Анатольевич добавил, что хотел бы видеть не просто городскую скульптуру, а ансамбль: лавочки, скверик. Сейчас идут работы над этим проектом. Место выбрано, возможно, Памятник поцелую появится в сквере у театра.
SK: Известно, что у Памятника ветерану есть прототип – Петр Филлипенко из Кондрово. Есть у такие прототипы у Театралки и Памятника Матери?
Светлана Фарниева: Да, действительно Ветерана я лепила с жителя Кондрово Петра Филлипенко. Он не только ветеран, но еще и кадровый офицер – он сохранил военную выправку. Позировать мне несколько часов он не мог по причине здоровья, и я его сфотографировала специально для памятника. А Театралка – это собирательный образ. Когда я лепила скульптуру, просила позировать своих учениц. Ну а ноги – с фотографий американской актрисы Джейми Ли Кёртис в молодости. У Памятника матери тоже есть прообраз – калужанка Александра Прохорова, мать двоих детей, красивая, очень образованная и всесторонне развитая. Она – не только внешнее, но и внутреннее олицетворение облика Матери. Кстати, она стала и соавтором этого памятника: из нескольких проектов арки мы выбрали проект Александры.
SK: Городские скульптуры в Калуге стали появляться относительно недавно. Как ведут себя вандалы, мы слышали часть композиции «Голуби» была украдена?
Светлана Фарниева: Да, это верно, одного из голубей стащили. К счастью, форма для отливки сохранилась, и мы быстро восстановили скульптуру (к слову, эта же форма использовалась для отливки голубей на арке Памятника матери). Первые городские скульптуры вызывали на себя атаки не вандалов, а людей, ощутивших близость ранее не досягаемого, сейчас такого уже нет, видимо, привыкли и успокоились. Были проблемы с Театралкой: ее всячески раскачивали, на неё залезали. Однажды камера зафиксировала ночью, как на нее залезли сразу четверо парней (как это у них получилось?). Во время укладки плитки на Театральной площади Александр Анатольевич заметил, что крепления скульптуры настолько расшатались, что ее можно было буквально унести на руках. Слава богу, никто до этого не додумался. Сейчас девочка возле театра закреплена более чем надежно. Также приходится периодически менять мелкие детали на «велосипеде Циолковского».
SK: Какого размера, по вашему мнению, должны быть городские скульптуры: больше и выше реального человека или в его «натуральную величину»?
Светлана Фарниева: Городская скульптура должна смотреться естественно. Всё зависит от места, где будет установлена скульптура. Если это камерная городская площадка, как, например, аллея, где сидит Ветеран, то зачем делать больше? Она будет смотреться громоздко и неестественно. Если же скульптуру будет окружать широкое пространство, то оптически она будет казаться меньше своего реального размера. Так было с памятником Святославу Фёдорову: меня попросили сделать его «как в жизни». На самом деле высота скульптуры выше роста Фёдорова на 20 см, но благодаря широкой площадке он смотрится натурально. Миниатюрность же Театралки – это не задумка, а сильная усадка материала, она лепилась в натуральный размер.
SK: Светлана, где еще можно увидеть ваши скульптурные работы?
Светлана Фарниева: Это скульптура в библиотеке Октябрьского района, рельеф здания КГУ им. Циолковского на улице Степана-Разина. Также интерьер ЗАГСа в Кондрово и герб РФ на зданиях кондровской администрации. С гербом интересно получилось: начинали как проект рельефа для нового здания райкома КПСС (в Советское время), но произошла смена политического режима. Пришлось искать альтернативу. Было решено разместить там герб Российской Федерации. Аналогов еще не было, изображение собирали буквально «по картинкам»: с печатей на официальных бланках. Сделали. И оказалось, наш герб стал одним из первых архитектурных гербов в России.
SK: Кроме памятника поцелую, над чем еще работаете сегодня?
Светлана Фарниева: Сейчас я работаю над своими творческими проектами. А также думаю над проектом памятника для Москвы. И я всегда открыта новым интересными предложениям.