Катя Шейн-Ромадина: о главных экспонатах выставки «Солярис» и Калуге
Прошедшую 17 мая презентацию выставки «Солярис» в картинной галерее Дома музыки посетила Катя Шейн-Ромадина (актриса, президент Фонда Балетного искусства имени Галины Шейн, вдова художника). Мы успели задать ей несколько вопросов.
SK: Екатерина, расскажите, пожалуйста, чуть подробнее о представленных работах Михаила Ромадина?
Екатерина: Это эскизы к фильму «Солярис» Андрея Тарковского (1972 год), Михаил был художником-постановщиком и другом Тарковского. Они вместе писали сценарий, продумывали детали и искали идеи. Михаил делал эскизы к фильму, что входило в его обязанности, но это – больше, чем эскизы. Получился новый космический стиль кино. Михаил был гениальным: картины писались на одном дыхании, без предварительных эскизов – у него было всё сразу в голове. Эти многофигурные картины рисовались «от угла»: от одного угла он заполнял всё пространство. Композицию практически невозможно повторить, очень трудно сделать копию. И на выставке – две картины, которые остались у меня.
Часть сразу купил Пьер Карден в личную коллекцию: он был в восторге, и даже вдохновившись картинами, сделал новые костюмы на тему космоса (это одна из его любимых тем). В его выставочном центре Espace (что в переводе с французского – “космос”) на Елисейских полях в Париже в 2010 году прошла успешная персональная выставка Михаила к его 70-летию на тему космоса: эти картины были в экспозиции. Ну а другие эскизы находятся в музеях, например, в музее Кино или музее Мосфильма. Это ценные вещи.
SK: Михаил был художником-постановщиком «Соляриса»: какие еще подробности об этой работе можно рассказать?
Екатерина: «Солярис», когда вышел, получил третью категорию – из-за этого его нельзя было показывать в крупных кинотеатрах. Он не вписывался в концепт советской действительности, особенно в философском направлении. Многие фрагменты вырезаны, например, сцена в зеркальной комнате (ее можно сейчас увидеть в интернете). Однако в Каннах фильм получил Гран-При. Японский кинорежиссер Акира Куросава был в Москве, и увидев декорации к фильму «Солярис», которые были построены под руководством Михаила, обратился к дирекции Мосфильма, чтобы их купить после съемок и выставлять в японском музее. Но получил отказ: декорации, по традиции, после окончания съемок разрушили. Среди них была станция из настоящего алюминия, инженеры оценили проект, сказав, что такая станция действительно могла бы быть, и дали премию Гагарина. Увидев фильм, и Микеланджело Антониони предложил Михаилу быть художником в своем фильме.
SK: Скажите, что связывает вас с Калугой, и какие совместные проекты проходили в нашем городе?
Екатерина: Михаил привез меня в Калугу (сам он начал ездить сюда раньше). Он очень любил этот город, восхищался им, и поездки были частыми. Он сделал немало акварельных работ с изображением города. Калуга – старинный, красивый, стильный город, здесь потрясающие Торговые ряды, здесь жил и работал К. Э. Циолковский, и открыт первый в мире и самый большой музей космонавтики. Город интересно посмотреть и художникам, и не художникам. Михаил подарил несколько лет назад Музею космонавтики потрясающую и сложнейшую работу в три метра высотой «В память о погибшем в космосе» (масло) в стиле Арчимбольдо. Он хотел, чтобы она была в постоянной экспозиции, но пока ей место не нашли. Также мы ранее делали проекты с Анной Сенатовой (в картинной галерее Дома музыки): «Джазовая акварель» и «Портреты в шляпах». Сейчас мы готовим большую персональную арт-выставку Михаила Ромадина, посвященную теме космоса. И еще космонавт Юрий Усачев недавно издал книгу, думаю, ее презентации самое место будет в Калуге.
- В программу ретроспектив V МКФ «Циолковский» вошли шесть фильмов
- Пасынки прогресса. Почему Санкт-Петербург так и не смог стать новой Женевой?
- Библиотеки Калужской области присоединятся к акции «Библионочь»
- В Калуге завершился Международный кинофестиваль «Циолковский»
- Выставка «Акварельное настроение» в КМИИ