«Понтий Пилат» режиссёра Александра Баранникова: драма «без времени» с булгаковским финалом
27 ноября Калужский областной драматический театр на большой сцене представил премьеру режиссёра Александра Баранникова «Понтий Пилат» по пьесе иркутского драматурга Алексея Шманова.
Трагическая история, которой более 2000 лет, и образ римского префекта Иудеи описаны во многих литературных произведениях и кинофильмах. Понтий Пилат Александра Баранникова и Алексея Шманова (в исполнении Захара Машненкова) – страдающий, не смирившийся, ищущей божественных знаков и новой встречи с Ним, закрывшийся от мира на итальянской вилле после приказа казнить Спасителя и его Воскрешения. «Про Понтия Пилата явно написано: он пытался спасти Христа. Он понимал, что Христос – праведник, сын Божий, но озверевшая толпа распорядилась по-другому, заставив его совершить отступничество, поступок, о котором он потом жалел всё время. Об этом написано в Евангелии. И Христос его прощает», — рассказал Александр Баранников.
С первых минут спектакля зритель попадает в «заброшенное» пространство вне эпох и места. Граффити, мусорные мешки, конструкция виллы напоминают опустевший полуразрушенный завод. В этом месте «заключён» главный герой последние годы или уже вечность. Контрастирует с этой мрачной конструкцией плещущееся на заднем плане море как символ выхода и спасения. Эта история, где смешалась древность и современность в вечных темах надежды, веры, выбора человека. «Самый страшный
раздел происходит на территории мировоззрения. Вот сейчас люди во имя какой-то бесовской идеи, идеалов режут головы других… И основная проблема, на мой взгляд, сейчас заключается в том, о чём очень хорошо в своё время сказал Фёдор Михайлович Достоевский «Если Бога нет, всё позволено». Сейчас это проблема цивилизации: мы вновь наступаем на те же грабли, вспомните конец Римской империи, — поделился Александр Баранников, — Что такое свобода? Свобода всё равно ограничена какими-то заповедями, а иначе это хамство. Основное, что мы хотели в этом спектакле сказать, что всё-таки добро есть добро, а зло есть зло, и есть Бог».
Материал для постановки собирался из различных исследований, Библии, Евангелии, работ Александра Меня… При этом режиссёр, как он сказал сам, смотрел на Понтия Пилата «сквозь призму романа Булгакова». И по согласованию с автором пьесы изменил её финал. В оригинальном произведении Алексея Шманова сюжет заканчивается самоубийством, в спектакле – булгаковский финал с цитатой из романа «Мастер и Маргарита».
«Понтий Пилат» отличается от последних постановок театра: в спектакле нет «развлекательности», танцевальных и музыкальных номеров, шумной массовки. Спектакль заставляет задумываться, рассуждать, вспоминать себя и осмыслять.