«Смерть Тарелкина» — «дань классике»
24 апреля на сцене Калужского ТЮЗа в рамках программы «Вечерние спектакли для взрослых» — классика, «Смерть Тарелкина» по пьесе Александра Сухово-Кобылина.
Об особенностях этой постановки и содержании пьесы мы поговорили с актером Калужского ТЮЗа Алексеем Алешко.
SK: Алексей, вы играете в спектакле сразу две роли. Кто ваши персонажи и насколько трудно перевоплощаться в рамках одного спектакля?
Алексей: Да, это – чиновник Омега и доктор Крестьян Крестьянович Унмеглихкейт. Роли небольшие, но в этой пьесе каждый персонаж имеет свой вес. Чиновник и доктор, в том числе, замыкают тот круг, из которого хочет вырваться Тарелкин, и дополняют общую картину прогнившего общества, изображенного в пьесе. Омега постоянно выслуживается перед начальством, доктор тоже идёт на поводу у чиновников, создавая только видимость работы. Что касается перевоплощения, то любая роль не простая, тем более, когда их две. Однако благодаря нашему режиссеру персонажи отлично разобраны, спектакль в репертуаре – не часто, поэтому каких-то затруднений не испытываю.
SK: В чем, на ваш взгляд, особенность постановки «Тарелкина» в Калужском ТЮЗе?
Алексей: Несмотря на большой возраст пьесы («Смерть Тарелкина» была написана в 1869 году), она свежа и понятна сегодня, также как пьеса Горького «На дне», как «Вишневый сад» Чехова (кстати, над этим спектаклем мы сейчас работаем)… Не так давно я смотрел одну современную постановку «Вишневого сада»: от Чехова там осталось немногое. Изменены и переданы реплики, текст дополнен, вырезаны целые «куски» – в последнее время есть тенденция ставить классику в стиле шоу, видимо, в угоду зрителю. А Чехов очень конкретный автор, как и Горький, и Сухово-Кобылин, и другие: развлекательная подача меняет смысл произведения. Хорошей классики на сцене сейчас остается всё меньше и меньше. «Смерть Тарелкина» — дань классике, спектакль довольно серьезный, даже мрачный. К сожалению, еще не все знают о том, что в ТЮЗе ставятся подобные спектакли, и наши постановки нередко бывают настоящим открытием: после спектакля (у нас есть традиция давать обратную связь публике) даже искушенные зрители, которые нередко посещают московские театры, говорят, что получили огромное удовольствие. После таких слов еще больше хочется выходить на сцену вновь.
SK: Спектакль, действительно, поднимает довольно серьезные темы. При этом жанр пьесы обозначен как «комедия-шутка». В чем же выражается эта «шуточность»?
Алексей: «Смерть Тарелкина» — это последняя часть трилогии, которую Сухово-Кобылин писал более 10 лет. Хотя каждая часть довольно самостоятельная (каждая часть ставится и показывается в театрах, как правило, отдельно), три пьесы связывают не только общие герои, но и жизненные переживания автора. Согласитесь, в основном писатели в своих произведениях рассказывают о том, что пережили, так или иначе. И тут нужно обратиться к истории: у Сухово-Кобылина был нелегкий период в жизни. Убили его гражданскую жену, Луизу Симон-Деманш: он и 5 его крепостных проходили по делу как главные обвиняемые. 7 лет он находился под следствием, дважды его арестовывали. Сам Сухово-Кобылин был из очень состоятельной семьи, и целью следствия стало вытянуть как можно больше денег из его кошелька. Чиновники дурили ему голову и сами не могли пролить хоть какой-либо свет на это дело (в результате отпустили на неимением доказательств). Три пьесы стали откликом на эту ужасную ситуацию – автор просто не мог никак больше воздействовать на госаппарат, только литературой. И жизнь пьес была не простой. Если первую, «Свадьбу Кречинского», приняли и поставили сразу, то две другие, в том числе «Смерть Тарелкина», получили театральную жизнь только в начале XX века, потому что Сухово-Кобылин обличал чиновничье общество, показывал всё, как есть, срывая с него маску. Изначально пьеса называлась «Картины прошедшего: Дни Расплюева». Название пришлось изменить. И, возможно, жанр «комедия-шутка» — попытка хоть как-то «протолкнуть» пьесу. С другой стороны в пьесе есть сарказм, злой юмор: посмотрите на имена (Сила Силич Копылов, Антиох Елпидифорович Ох, Чибисов и Ибисов и др.), и в основе лежит абсолютно гротескная ситуация (в реальной жизнь, скорее всего, ее развитие было бы другим). Уже вокруг нее, как кружева, плетутся основные мысли и карикатуры Сухово-Кобылина.
Спектакль пройдет 24 апреля в 18:30 в Калужском ТЮЗе
- В Год семьи акция «Семь добрых слов» собрала уже более 100 тысяч слов о семье, любви и поддержке
- Пасынки прогресса. Почему Санкт-Петербург так и не смог стать новой Женевой?
- Библиотеки Калужской области присоединятся к акции «Библионочь»
- Фестиваль современного искусства «Циолковский фест» пройдет в ИКЦ
- Как использовать тренды для получения лучших коэффициентов в ставках на футбол
Я смотрела этот спектакль. Мне очень понравилось. И для меня спектакль стал открытием, как говорит Алексей Алешко. Спасибо актёрам, всему коллективу театра и режиссеру за отличную работу!