Выставка «Деревянная скульптура в русском православном храме» откроется в КМИИ
13 ноября в 13.00 в Калужском музее изобразительных искусств (ул. Ленина, 103, второй этаж) состоится открытие выставки «Деревянная скульптура в русском православном храме» из фондов КМИИ. Выставка проводится в рамках реализации гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
Проект представляет собой создание выставки православной деревянной скульптуры из фондов музея, в которой скульптура будет демонстрироваться в сочетании с мультимедийными средствами дополненной реальности, позволяющими виртуально поместить скульптуру в то пространство, где она изначально находилась в храме. Экспозиционное пространство дополнят три фигуры и тексты, написанные шрифтом Брайля, для тактильного восприятия слабовидящими.
Сакральное искусство для России является одним из существенных аспектов её культурной идентичности и в значительной мере определяет её место в мировой культуре. Поэтому православный храм воспринимается не только в качестве места для моления и совершения таинств, но и как сокровищница русской национальной культуры.
Существует предрассудок о неприемлемости скульптурных изваяний в православном церковном интерьере. Но он решительно опровергается сохранившимися произведениями, древнейшие из которых относятся к эпохе средневековья, являясь наследниками раннехристианской практики. Монументальные скульптурные изваяния из дерева, иконографически сближаемые с традиционной иконописью, известны на Руси уже с XIV века. Это, прежде всего, изображение Николы Можайского, оригинал которого сохранился до наших дней. Его воспроизведением начала XVI века является хранящаяся в Калужском музее изобразительных искусств фигура святителя, происходящая из Успенского собора в Перемышле. Это изображение почитали как чудотворную икону. За ней следуют хронологически более поздние скульптуры, служившие принадлежностью церковного интерьера как молельный образ. И только широкая европеизация культуры Петровского времени открывает двери русского храма, первоначально столичного, для декоративной скульптуры с ее статуарными изображениями.
В экспозиции представлены изваяния Марии Магдалины из Одигитриевской церкви (середины XVIII века), сотника Лонгина из Троицкого собора Лютикова монастыря (второй половины XVIII века) и сотника Лонгина из Калужского Губернского музея (последней четверти XVIII века), входившие в композицию Распятия. О характере ее дает представление группа фигур из церкви Преображения «под горой» в Калуге (конца XVIII века), включенная в состав выставки. Фигура Страдающего Христа (второй половины XVIII века) из Калужской Тихоновой пустыни по иконографическому типу соответствует католическим образцам. Такие изваяния обычно помещали в киоты, напоминающие темницу.
Украшение храма подобными изваяниями имело своих сторонников и противников. Последние усматривали связь с католической художественной традицией. В действительности она была опосредованной. Различие между скульптурным моленным образом и декоративными изваяниями, преимущественно связанными с иконостасом, всегда остается заметным. И эта функциональная роль оправдывает светский характер последних, свойственный эпохи их создания.