Юрий Мартынов исполнил симфонии Бетховена в переложении Листа
17 сентября в рамках фестиваля «Калужская осень» в Доме музыки выступил один из самых ярких современных российских исполнителей, лауреат международных конкурсов Юрий Мартынов. Он сыграл 4 и 5 симфонии Л. В. Бетховена в переложении Ф. Листа. Симфонии в транскрипции Листа нечасто исполняются в виду их высокой сложности.
Лист жил и творил в эпоху бурной эволюции и расцвета фортепиано. И он совершил переворот, придав фортепианной музыке симфоническую трактовку: будучи почитателем Бетховена, Ференц Лист переложил все его симфонии для фортепиано и почти все из них играл сам, полностью и частями. Исключением стала 9 симфония Бетховена с хором, первую транскрипцию которой Лист сделал для двух роялей, затем переложил для одного, хотя и утверждал, что это невозможно. 9 симфонию в транскрипции он и никто полностью не исполнял при жизни Листа, игрались только ее отдельные моменты.
«Транскрипция в музыке – это старинный вид творчества. Еще английские верджиналисты перекладывали музыку более ранних или своих современных лютнистов…», — рассказал Юрий Мартынов: «Обработка бетховенских симфоний Листом – это своего рода вершина жанра транскрипции, потому что то, что он сделал, находится на грани возможностей. И, действительно, это абсолютный шедевр».
Две симфонии, которые музыкант исполнил на сцене Дома музыки на современном «Стэйнвэе», в скором времени будут записаны на диск, который станет четвертым диском серии (шесть других симфоний Бетховена в транскрипции Листа в исполнении Юрия Мартынова уже записаны и выпущены). До Мартынова симфонии Бетховена в переложении для фортепиано были записаны четыре раза музыкантами из разных стран (в том числе, Константином Щербаковым). Оригинальность проекта Мартынова в том, что он исполняет симфонии на старинных инструментах времени Ференца Листа.
«Я записываю симфонии на инструментах того времени, что с одной стороны технически сложнее, потому что механика современного инструмента, как правило, более отлажена, более совершенна, а сам инструмент мощнее. Но, с другой стороны, мощность инструмента всегда сглаживает его ясность…», — рассказывает о проекте Юрий Мартынов: «Для меня всегда было интересно общаться с инструментами эпохи написания того или иного сочинения, потому что они подсказывают иногда вещи, которые для меня оказываются неожиданными, предлагают свое решение и, хотя они требуют больших технических усилий, на них слышно больше деталей».
- 59-Е НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ РАЗРАБОТКЕ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ И РАЗВИТИЮ ИДЕЙ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО
- Всероссийский хореографический фестиваль «Лето грации» 2024
- Пасынки прогресса. Почему Санкт-Петербург так и не смог стать новой Женевой?
- Библиотеки Калужской области присоединятся к акции «Библионочь»
- Фестиваль современного искусства «Циолковский фест» пройдет в ИКЦ