Здание первой пожарной части Калуги: 15-метровая каланча и пожарно-техническая выставка
В нескольких шагах от улицы Кирова, там, где располагается Главное управление МЧС по Калужской области (Кирова, 9а), находится яркий памятник архитектуры – первая пожарная часть Калуги при 1-ой полицейской части города Калуги. Сегодня здесь – Центр противопожарной пропаганды.
Здание было построено в 1828 году по проекту губернского архитектора Н. Ф. Соколова. Сегодня здание находится под государственной охраной – об этом говорит табличка у входа.
Предположительно, пожарная часть в городе образована 28 декабря 1821 года. Было набрано 80 человек нижних чинов, и местное население больше не привлекалось к тушению пожара. Пожарная часть располагалась в двух городских зданиях, по 40 человек в каждом, кроме этого – в бывшем доме купцов Терениных возле нынешней площади Победы. Второе здание не сохранилось, оно находилось на месте дома №1 по улице Степана Разина.
Первое, что приковывает взгляд, когда видишь этот памятник архитектуры – 15 метровая каланча (наблюдательная башня при пожарной части), восстановленная в 50-х года. Не раз бывало, что туристы просили подняться на неё, предварительно позвонив в Центр противопожарной пропаганды. Сотрудники центра, как правило, дают согласие и проводят туристов на самый верх. Чтобы подняться, нужно преодолеть несколько крутых лестничных пролётов. Но усилия того стоят: с площадки башни открывается красивый панорамный вид.
Каланча – не единственное, что можно увидеть в историческом здании. С 2003 года здесь открыта пожарно-техническая выставка, где представлены раритетные экспонаты.
Например, пожарный ствол XVIII – XIX веков: он – кожаный, сделан в несколько слоёв из кожи, натянутой на каркас.
В зале есть насос XIX века для накачивания воды. Его производительность – 2 вёдер в минуту, длина струи едва достигала 7 метров (к сравнению, сейчас максимальная дальность струи – 32 метра).
Самый крупный экспонат – макет конно-бочечного хода в натуральную величину.
Вместимость бочки – 480 литров. Её наполняли из водоёма, передавая вёдра с водой по цепочки. Затем конструкция запрягалась лошадьми и ехала к месту пожара.
Вода стала транспортироваться гораздо быстрее с появлением в 1826 году первого отечественного пожарного автомобиля, выпущенного на заводе «Промет». Скорость машины достигала 70-80 километров в час. Макет есть в экспозиции музея.
Предметы выставки собраны в Калужской области и были переданы центру в дар, многие экспонаты реконструировались силами сотрудников центра.
Выставку посещают группы из детских садов, школ, вузов. Экспозиция открыта для индивидуального посещения и туристов: для этого необходимо заранее договориться о визите по телефону +7 (4842) 718-167 и учесть, что выставка открыта только по будням.