Выставка одной картины в КМИИ
С 1 ноября в Калужском музее изобразительных искусств (ул. Ленина, 104) начнет работать выставка одной картины «Андрей Осипович Карелин. Портрет калужского коллекционера и мецената Н.И. Васильева. 1894.».
В этом году 16 июля исполнилось 185 лет со дня рождения Андрея Осиповича Карелина (1837 –1906), известного русского фотографа, художника, коллекционера, и 08 декабря исполнится 180 лет со дня рождения Никанора Ивановича Васильева (1832–1917), калужского коллекционера, мецената, своей коллекцией положившего начало созданию в Калуге художественного музея.
В их судьбах много общего. Оба происходят из крестьянских семей. А.О. Карелин вначале обучался в иконописной мастерской в Тамбове, затем – в Императорской Академии художеств с 1856 по 1865 годы, а для заработка занялся фотографией. Получив в 1864 году звание свободного художника, писал портреты, занимался церковной живописью, но увлечение фотографией, новым в то время видом искусства, стало главным делом в его жизни. С 1865 года жил и работал в Нижнем Новгороде. Как художник он малоизвестен, но он стал одним из ведущих фотографов России XIX – XX века, основоположником жанра художественной фотографии. Начиная с 1873 года, он был участником многих российских и международных выставок художественной фотографии, награждался золотыми и серебряными медалями. В 1876 г. получил звание фотографа Императорской Академии искусств, в 1878 году – принят в члены Французской национальной академии искусств. С 1895 года – член, затем почетный член Русского фотографического общества и ряда других.
Никанор Иванович Васильев, внук вольноотпущенного крепостного крестьянина, окончил калужскую гимназию, Московский Императорский университет, получил профессию врача. Почти десять лет он прослужил городовым врачом в уездных городах Калужской губернии, затем в Херсоне, Ярославле. Они познакомились в Нижнем Новгороде, где жил и работал А.О. Карелин, и куда в июне 1878 года Н.И. Васильев был назначен на службу помощником врачебного инспектора. Их объединил интерес к искусству, коллекционированию. В 1894 году Андрей Осипович написал портрет Н.И. Васильева. Это парадный поколенный портрет в интерьере, в котором портретируемый представлен в окружающей его обстановке. Введенные в композицию предметы расширяют представление о жизни и интересах модели. Как художник А.О. Карелин работал в традициях передвижнического портрета: портрет написан в сдержанной монохромной гамме, главный акцент сделан на передаче портретного сходства, и раскрытии внутреннего мира личности, настроения портретируемого.
Н.И. Васильев в 1870-е годы увлекся коллекционированием произведений искусства, и знакомство с А.О. Карелиным, профессиональным художником и коллекционером, помогло ему в собирательстве собственной коллекции. Вернувшись в Калугу 1901 году, он в 1905 году составил завещание, по которому городу в лице земства передавались художественная коллекция, значительный капитал в банке и двухэтажный дом для размещения в нем художественно-промышленного училища и при нем художественного музея. Н.И. Васильев умер в Калуге 05 марта 1917 года, а через год 12 июня 1918 года в доме Н.И. Васильева открылась «советская картинная галерея», с которой началась история Калужского музея изобразительных искусств.
- ВЫСТАВКА «ВОЗРОДИВШЕЕСЯ ИСКУССТВО. ПОСЛЕВОЕННАЯ ЖИВОПИСЬ ИВАНА ЗАХАРОВИЧА ПУШКАРЕВА (1904 – 1991)» В КМИИ
- В этот день, 12 июня, был открыт КМИИ
- Выставка одной картины «В.Н. Левандовский. Автопортрет. 1933»
- Пасынки прогресса. Почему Санкт-Петербург так и не смог стать новой Женевой?
- Выставка «Евгений Щербаков. К 100-летию со дня рождения»