«Зайцевский маршрут»: Калуга конца XIX века и её атмосфера в воспоминаниях и рассказах Бориса Зайцева
Имя русского писателя и переводчика Бориса Зайцева, одного из последних крупных и ярких представителей Серебряного века, связано с Калугой.
С 1894 по 1898 годы писатель учился в Калуге: в 11 лет он поступил в классическую гимназию (сегодня – корпус КГУ на улице Ленина), затем был переведён в Калужское реальное училище (сегодня – корпус КГУ в переулке Воскресенском). Жил он в большом доме на улице Никольской (сегодня дом №31 на улице Луначарского), который принадлежал его дяде, врачу. Найти этот дом просто: на нём находится мемориальная табличка.
Воспоминаний Зайцева о Калуге не много. И нельзя сказать, что он пишет о городе с особой теплотой: Зайцева гораздо сильнее потрясла Москва. Однако в воспоминаниях о Калуге – знаковые исторические места города: из них можно узнать, представить, каким город был в его эпоху, и как он изменился.
Калугу Зайцев описывает в рассказе «Атлантида» (1926 год). В нём отражены романтические впечатления писателя. Во время его жизни в Калуге здесь гастролировала итальянская актриса Стецени-Вардина. Она потрясла воображение юного Зайцева. В рассказе описываются дома и пейзажи по пути от улицы Никольской (Луначарского) до дома Вардиной возле храма Георгия за верхом, где та снимала квартиру.
«Это «Зайцевский маршрут». Было бы интересно пройти по нему с рассказом Зайцева «Атлантида» и соотнести старую и сегодняшнюю Калугу, — рассказал smilekaluga.ru доцент кафедры литературы КГУ им. К. Э. Циолковского Игорь Ксенофонтов, — В совокупности, зайцевская Калуга и есть та Атлантида, которая утонула и не вернётся, и этот город существует в воспоминаниях писателя».
«Утро, зима, полузамерзшие стекла, вид на Георгия, что за Лавками, на деревья в церковном дворе, переулок, вдаль уходящий далекого, утонувшего города с мило-бессмысленным именем: Ка-лу-га», — начинается рассказ «Атлантида».
«Зайцевский маршрут» стартует от дома №31 на улице Луначарского.
В правой части дома, если смотреть со двора, находилась аптека, принадлежавшая дяде Зайцева. На месте пятиэтажной хрущёвки справа была часть конюшенного сарая. Комната Зайцева располагалась слева от входа. Сегодня его комната – часть частной квартиры, в которой сохранилась лепнина на потолке, изразцы, двухстворчатые старые двери. Комната обставлена антикварной мебелью XIX – начала XX века, в ней хранятся несколько рецептов, выписанных дядей Зайцева.
Здесь берегут память о Борисе Зайцеве и эту комнату условно называют его «кабинетом». Несколько лет назад в рамках празднования 130-летия со дня рождения писателя родилась идея открыть в комнате частный музей. К сожалению, полностью реализовать её не удалось. Однако желающие могут осмотреть комнату по предварительной договорённости с владельцем квартиры.
«Переулком Александра Георгиевича выходил [главный герой] на Никольскую, длинно и чинно шел по ней, средь небольших домов в садах купцов и состоятельных мещан»: в рассказе идёт речь о владельцах домов на улице.
По пути – «розовый корпус в саду» Калужского реального училища, сегодня корпус КГУ им. К. Э. Циолковского в переулке Воскресенском.
Известно, Зайцев проходил обучение в нынешней аудитории №29. «Во дворе пилят двое мужиков, по белым крышам домиков калужских бродят галки, кресты золотеют в бледном небе, и далеко, за рекой, виден большак на Перемышль, в березках кажется большак далекой волею, пронизающею сердце», — описал Зайцев вид из окна класса в рассказе «Атлантида». Также, по его воспоминаниям, из этого окна были видны яблоневые сады, спускающиеся к Оке, маленькие дома, пароход «Князь Владимир» Ивана Ципулина, плывущий по реке, и Правый берег с главами церквей. Сейчас вид другой: двухэтажные каменные дома соседней улицы и современные здания.
«В конце Никольской, где гимназия, сворачивает он на Никитскую: тут магазины, оживленье, и по тротуарам шмыгают за барышнями гимназисты… Мимо каменных, екатерининских, с аркадами и галереями рядов, площадью он идет к Собору… Собор в четырехугольнике Палат, Суда и Семинарии, а дальше, за мостом через глубокий, летом зеленеющий овраг, тот край, у Одигитриевской и Георгия за Верхом, где и живет она. Недалеко тут древний дом Марины Мнишек. Тихо, барственно, дворянские особняки…». Старинный облик и атмосфера этих и других исторических калужских мест, домов и уже не существующих церквей, Зайцев запечатлел в своём рассказе, который может стать основой нового туристического маршрута.
- Выставка «Моё Лукоморье. Тургеневские места глазами художников»
- Пасынки прогресса. Почему Санкт-Петербург так и не смог стать новой Женевой?
- Библиотеки Калужской области присоединятся к акции «Библионочь»
- Покупка квартиры в новостройках Москвы
- На МКФ «Циолковский» в рамках программы фильмов Игоря Угольникова покажут четыре военных фильма