История фарфора в коллекции Калужского объединённого музея-заповедника
Фарфор – это вид керамики, который отличает белизна, твёрдость, отсутствие пор и непроницаемость глазури. В Европе фарфор появился около 1709 года, он был вновь открыт немецким изобретателей Иоганном Фридрихом Бёттгером (родина фарфора – Китай, впервые состав был открыт там в XII веке). В 1710 году первый завод европейского фарфора был основан в немецком городе Майсоне. Заграничный фарфор в России появился во второй половине XVI века.
Несколько образцов немецкого майсонского фарфора можно увидеть на втором этаже в усадьбе Золотарёва. Особенно хороши фарфоровые статуэтки.
В статуэтке «Кавалер» (конец XIX века) раскрывается мастерство её создателя. Фигура слеплена с большой симпатией, старательно расписан наряд кавалера, фрак брюки, жилет, рубашка, много внимания уделено позе: перед зрителем – образ влюблённого молодого человека, собирающегося послать воздушный поцелуй возлюбленной, у ног – верная собака.
Ещё две статуэтки в экспозиции, датированные серединой XIX века, – дама, играющая на мандолине, и мужчина, играющий на скрипке. Экспозиция дополнена саксонской вазой с гламурными сценами, созданной в то же время в Майсоне. Чуть ниже в витрине находится чайный сервис конца XIX века с причудливо загнутыми ручками и носиками, лепными цветами на крышках, сделанными вручную, в росписи – охотничья сцена, флора и фауна, сказочные мотивы и пейзаж (темы росписи майсонских художников были различными).
По коллекции русского фарфора в музее можно проследить его историю развития в России.
Первый российский завод по производству фарфора был основан в 1744 в Санкт-Петербурге, где около 1747 года горным инженером Д. И. Виноградовым был открыт способ производства фарфора из отечественных материалов.
Одним из известнейших в России стал Фарфоровый завод А. Г. Попова благодаря эксклюзивным и разнообразным жанровым сценам и собственному характеру форм: по преданию, Попов, начав с торговли посудой, изучил вкус русских покупателей и создал наиболее яркие и выразительные изделия, отвечающие национальному вкусу. Завод в селе Горбуново Дмитровского уезда Московской губернии был куплен Поповым у К. Милли в 1811 году. Он специализировался на производстве посуды, статуэток, ваз, чернильниц и других фарфоровых предметов быта высокого качества. На изделиях завода ставилось клеймо «АГ» (встречаются изделия без клейма). В усадьбе Золотарёвых представлены три десертные тарелки в стиле барокко, сахарница и кофейник (20-е годы XIX века) производства завода Попова.
Другой известный русский производитель фарфора – завод братьев Корниловых. Он основан в 1835 году в Северном районе Санкт-Петербурга купцом Михаилом Саввиновичем Корниловым с братьями. Предприятие отличалось высоким технических оснащением и использованием передовых технологий, на завод были приглашены лучшие мастера того времени. Корниловский фарфор получил мировую известность. Большое внимание уделялось и художественной стороне изделий. В 1881 году на заводе впервые в России была введена в производство декалькомания (технология до сих пор используется на Кировском фарфоровом заводе): рисунок наносится на глазурованный черепок при помощи переводной бумаги. В экспозиции музея находится чайница с крышкой и столовая тарелка, украшенная букетами из маков и колокольчиков (вторая половина XIX века). Правда, при создании этих изделий использовался способ нанесения красок кистью.
В то время в России также для подглазурной и надглазурной живописи начала применяться печать. Графированный рисунок наносился сначала на бумагу, затем переводился на изделие путём прижимания бумаги с липкой краской рукой или специальным валиком. Такие бумажки с рисунками назывались «липками». В музее представлены тарелки, изготовленные этим способом: на зеркале пейзаж в тёмно-зелёных тонах, по краю полужемчужные борты.
Ещё один известный фарфоровый завод (производство фарфора и фаянса) принадлежал братьям Новых. Он основан в 1818 году в деревне Кузяево Богородского уезда Московской губернии. В то время в России для подглазурной и надглазурной живописи начала применяться печать. Графированный рисунок наносился сначала на бумагу, затем переводился на изделие путём прижимания бумаги с липкой краской рукой или специальным валиком. Такие бумажки с рисунками назывались «липками». Одна из тарелок завода братьев Новых изготовлена этим способом: на её зеркале пейзаж в тёмно-зелёных тонах, по краю полужемчужные борты.
В экспозиции усадьбы представлена малая часть фарфоровой коллекции: в фондах она насчитывает около 2 тысяч предметов. Ещё ряд экспонатов можно увидеть в Дом Шамиля (отдел музея). Другие фарфоровые предметы иногда экспонируются на выставках. Основу коллекции составляет собрание купца А. А. Рыжечкина (из музея «На благое просвещение» им. Рыжечкина, располагавшегося раньше в доме №9 на площади Старый Торг). Со временем коллекция пополнилась предметами из музея при Архивной Комиссии, Калужского художественного музея и национализированных усадеб и купеческих имений.
Автор текста и фотографий с логотипом smilekaluga — Анна Синицына, беседовала с сотрудником Калужского объединённого музея-заповедника, экскурсоводом Ниной Михайловой.
Партнёры рубрики «Музей онлайн»:
Калужский объединённый музей-заповедник
Государственный музея истории космонавтики им. К. Э. Циолковского
Проект SmileKaluga выражает благодарность партнёрам и сотрудникам музеев за предоставленную информацию