Музей онлайн. Калужские изразцы: рестроспектива
Изразец – это глиняная выжженная плитка с коробкой-румпой на тыльной стороне для крепления в стенной или печной клади. Это украшение интерьера и зданий, известное с XVI века, использовалось для облицовки карнизов домов и храмов, стен и оконных наличников, а также домовых печей. Лицевая часть изразца покрывалась цветной глазурью с рисунком.
Изразцовое искусство было связано с архитектурой и имеет свои отличительные черты в разные эпохи. Как известно, с XVIII века Калуга стала одним из центров изразцового ремесленного производства, что имело свои предпосылки. Залежами глины была богата вся Калужская губерния, здесь же издавна было налажено производство посуды и игрушек из глины.
Сегодня изразцы не встречаются на калужских домах: изразцовый декор фасадов начал выходить из моды в первой половине XVIII века. Образцы калужских изразцов находятся в коллекции Калужского объединённого музея заповедника.
Самый старинный образец в музее датирован XVII столетием: такие сохранившиеся изразцы – единичные экземпляры. Это так называемый «муравленный фасадный изразец» с растительными мотивами. Он украшал Георгиевский храм на Воробьёвке, разобранный в 1933-м году (церковь находилась у дома №9 по улице Воробьёвской).
Отличительные черты муравленных изразцов XVII века в Московской Руси – рельеф и зелёный цвет глазури (очень редко встречалась глазурь коричневая и жёлтая). Видимо, по цвету, «трава-мурава», было и дано название этому виду изразцов. Для их производства ведущее начало принадлежало мастерам резьбы по дереву: они изготавливали форму для глиняного теста. Затем изразец формовали, подсушивали, обжигали в горне, поливали сырой глазурью (стеклообразным сплавом) и повторно обжигали. Изразцы того времени не красили кистью. Глазури были прозрачные, и в готовом изделии просвечивался черепок. Зелёный цвет глазури создавался на основе бесцветной глазури с добавлением оксида меди.
В XVIII веке в моду быстро вошли гладкие расписные изразцы в кобальтовой гамме (реже в коричневой палитре, позже добавлялись другие оттенки), вытеснив «муравленные». Появление таких изразцов в начале века в Петербурге было связано с путешествием Петра I в 1690-х годах в Голландию, где его внимание привлекла дельфтская керамика. Для изготовления изразцов нового типа уже не требовалась деревянная форма: изделие проходило обжиг один раз, покрывалось белой эмалью, затем кистью наносилась роспись, и изразец снова обжигался. При втором обжиге проходило расплавление эмали и вплавление в неё росписи.
Один из типичных изразцов второй половины XVIII века представлен в постоянной экспозиции музея: на рисунке изображен вазон и птицы, клюющие цветы. Изразец сделан в пышном барочном обрамлении, с пальметтами, трельяжем и акантом – такие сюжеты были широко распространены в изразцах это периода.
Вместе с этим в XVIII столетии наступает расцвет производства калужских образцов: их отправляют в Москву, Санкт-Петербург, на Украину. Вероятнее всего, знаменитый Растрелли покупал печные изразцы в Калуге для восстановления Головинского дворца в Москве, а для Аненгофа в Калуге сделали кафли для печей по эскизам Растрелли. Известно, что для калужского производства изразцов была характерна светложгущаяся глина со светло-розовым и серым оттенками.
Калужские изразцы XIX века уже выработали местные отличительные черты в орнаментике и в технологии нанесения рисунка. Калужские узоры на изразцах даже получили свои названия: «свадебный» (ваза или урна на рисунке, известно более 20 видов изразцов), «деревце» (известно более 11 видов), «цветок», «лимончик», «корзиночка» (известно более 6 видов). Названия этих изразцов из рассказов старожил калужских деревень вывел известный краевед Н. Н. Днепровский.
В музее также находятся типичные калужские изразцы XIX века. Например, «корзиночка» и «деревце» представлено сразу на одном изделии: внутри широкой голубой рамки по углам находятся цветы, похожие на анютины глазки и овал корзиночки; в центре –деревце (ёлочка или дубок).
Творчество калужских мастеров, занимающихся изготовлением изразцов, отличало стремление к вариативности и свободе выражения. Узор наносился на кафлю просто и быстро: к изразцу прикладывали лист бумаги с наколотым рисунком и постукивали по нему мешочком с угольной пылью, затем полученный контур обводили заострённой палочкой и покрывали цветной поливой.
Также по описаниям в Калуге находились уникальные изразцы с изображением двуглавого орла с рельефом: они украшали декор церкви Георгия на Воробьёвке.
Увидеть изразцы как украшение фасада в наши дни можно в декоре Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. Также сохранились дома с нарядными изразцовыми печами.
Автор текста и фотографий с логотипом smilekaluga — Анна Синицына, беседовала с сотрудником Калужского объединённого музея-заповедника, экскурсоводом Ниной Михайловой.
Партнёры рубрики «Музей онлайн»:
Калужский объединённый музей-заповедник
Государственный музея истории космонавтики им. К. Э. Циолковского
Калужский музей изобразительных искусств
Информационно-познавательный проект SmileKaluga выражает благодарность партнёрам и сотрудникам музеев за предоставленную информацию
- В этот день, 12 июня, был открыт КМИИ
- На калужском заводе компания «Автомобильные технологии» запустила серийную сборку кроссоверов Citroёn С5 Aircross
- Пасынки прогресса. Почему Санкт-Петербург так и не смог стать новой Женевой?
- Библиотеки Калужской области присоединятся к акции «Библионочь»
- Афиша Дома мастеров на февраль