Регистрация
Регистрация даёт возможность участия в конкурсах и Интерактиве

Логин:

Пароль:

Введите то, что видите на картинке

Войти на сайт
Если вы зарегистрированы, введите ваш логин и пароль

Логин:

Пароль: Забыли пароль?

Забыли пароль?
Для восстановления пароля, пожалуйста, введите ваш email в поле ниже:

Логин:

Главная  /  Новости  /  Музей онлайн. Калужские изразцы: рестроспектива

Музей онлайн. Калужские изразцы: рестроспектива

12:12 16 августа 2016

Музей онлайн. Калужские изразцы: рестроспектива

Изразец – это глиняная выжженная плитка с коробкой-румпой на тыльной стороне для крепления в стенной или печной клади. Это украшение интерьера и зданий, известное с XVI века, использовалось для облицовки карнизов домов и храмов, стен и оконных наличников, а также домовых печей. Лицевая часть изразца покрывалась цветной глазурью с рисунком.

Изразцовое искусство было связано с архитектурой и имеет свои отличительные черты в разные эпохи. Как известно, с XVIII века Калуга стала одним из центров изразцового ремесленного производства, что имело свои предпосылки. Залежами глины была богата вся Калужская губерния, здесь же издавна было налажено производство посуды и игрушек из глины.

Уникальный изразец XVII века

Уникальный изразец XVII века (муравленный изразец) в экспозиции музея

Сегодня изразцы не встречаются на калужских домах: изразцовый декор фасадов начал выходить из моды в первой половине XVIII века. Образцы калужских изразцов находятся в коллекции Калужского объединённого музея заповедника.

Самый старинный образец в музее датирован XVII столетием: такие сохранившиеся изразцы – единичные экземпляры. Это так называемый «муравленный фасадный изразец» с растительными мотивами. Он украшал Георгиевский храм на Воробьёвке, разобранный в 1933-м году (церковь находилась у дома №9 по улице Воробьёвской).

Вид на церковь Георгия на Воробьёвке калуга

Вид на церковь Георгия на Воробьёвке

Отличительные черты муравленных изразцов XVII века в Московской Руси – рельеф и зелёный цвет глазури (очень редко встречалась глазурь коричневая и жёлтая). Видимо, по цвету, «трава-мурава», было и дано название этому виду изразцов. Для их производства ведущее начало принадлежало мастерам резьбы по дереву: они изготавливали форму для глиняного теста. Затем изразец формовали, подсушивали, обжигали в горне, поливали сырой глазурью (стеклообразным сплавом) и повторно обжигали. Изразцы того времени не красили кистью. Глазури были прозрачные, и в готовом изделии просвечивался черепок. Зелёный цвет глазури создавался на основе бесцветной глазури с добавлением оксида меди.

Типичный изразец XVIII века

Типичный изразец XVIII века

В XVIII веке в моду быстро вошли гладкие расписные изразцы в кобальтовой гамме (реже в коричневой палитре, позже добавлялись другие оттенки), вытеснив «муравленные». Появление таких изразцов в начале века в Петербурге было связано с путешествием Петра I в 1690-х годах в Голландию, где его внимание привлекла дельфтская керамика. Для изготовления изразцов нового типа уже не требовалась деревянная форма: изделие проходило обжиг один раз, покрывалось белой эмалью, затем кистью наносилась роспись, и изразец снова обжигался. При втором обжиге проходило расплавление эмали и вплавление в неё росписи.

Типичный изразец XVIII века

Типичный изразец XVIII века

Один из типичных изразцов второй половины XVIII века представлен в постоянной экспозиции музея: на рисунке изображен вазон и птицы, клюющие цветы. Изразец сделан в пышном барочном обрамлении, с пальметтами, трельяжем и акантом – такие сюжеты были широко распространены в изразцах это периода.

Типичный изразец XVIII века в экспозиции музея калуга

Типичный изразец XVIII века в экспозиции музея

Вместе с этим в XVIII столетии наступает расцвет производства калужских образцов: их отправляют в Москву, Санкт-Петербург, на Украину. Вероятнее всего, знаменитый Растрелли покупал печные изразцы в Калуге для восстановления Головинского дворца в Москве, а для Аненгофа в Калуге сделали кафли для печей по эскизам Растрелли. Известно, что для калужского производства изразцов была характерна светложгущаяся глина со светло-розовым и серым оттенками.

Типичный калужский изразец XIX века ("корзиночка" и "деревце") калуга

Типичный калужский изразец XIX века («корзиночка» и «деревце»)

Калужские изразцы XIX века уже выработали местные отличительные черты в орнаментике и в технологии нанесения рисунка. Калужские узоры на изразцах даже получили свои названия: «свадебный» (ваза или урна на рисунке, известно более 20 видов изразцов), «деревце» (известно более 11 видов), «цветок», «лимончик», «корзиночка» (известно более 6 видов). Названия этих изразцов из рассказов старожил калужских деревень вывел известный краевед Н. Н. Днепровский.

В музее также находятся типичные калужские изразцы XIX века. Например, «корзиночка» и «деревце» представлено сразу на одном изделии: внутри широкой голубой рамки по углам находятся цветы, похожие на анютины глазки и овал корзиночки; в центре –деревце (ёлочка или дубок).

Творчество калужских мастеров, занимающихся изготовлением изразцов, отличало стремление к вариативности и свободе выражения. Узор наносился на кафлю просто и быстро: к изразцу прикладывали лист бумаги с наколотым рисунком и постукивали по нему мешочком с угольной пылью, затем полученный контур обводили заострённой палочкой и покрывали цветной поливой.

Также по описаниям в Калуге находились уникальные изразцы с изображением двуглавого орла с рельефом: они украшали декор церкви Георгия на Воробьёвке.

Увидеть изразцы как украшение фасада в наши дни можно в декоре Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. Также сохранились дома с нарядными изразцовыми печами.

Автор текста и фотографий с логотипом smilekaluga — Анна Синицына, беседовала с сотрудником Калужского объединённого музея-заповедника, экскурсоводом Ниной Михайловой.

Партнёры рубрики «Музей онлайн»:

Калужский объединённый музей-заповедник

Государственный музея истории космонавтики им. К. Э. Циолковского

Калужский музей изобразительных искусств

Информационно-познавательный проект SmileKaluga выражает благодарность партнёрам и сотрудникам музеев за предоставленную информацию

Социальные комментарии Cackle