Персонажи спектакля «Не покидай меня…» глазами актеров
Спектакль «Не покидай меня…» по пьесе Алексея Дударева — полгода в репертуаре Калужского ТЮЗа (ближайший показ завтра, 3 апреля). Этот вечерний спектакль для взрослых получает большое число положительных отзывов от театралов. Тема войны, молодости и смерти вряд ли кого-то оставит равнодушным. Плюс, игра актеров ТЮЗа на высшем уровне, эмоциональный накал и правдивость. При этом всегда хочется спросить у актеров: «Ну а вы-то сами что чувствуете?». О спектакле и о, пожалуй, самой загадочной и немногословной героине пьесы Ядвиге Гурской мы поговорили с актрисой Калужского ТЮЗа Евгенией Сотсковой.
SK: В пьесе поднято немало тем. Евгения, о чем, в первую очередь, этот спектакль, по вашему мнению?
Евгения: Воевать – не женское дело. К сожалению, во время Великой Отечественной войны приходилось воевать и женщинам, и детям, и совсем молодым девушкам, таким как Аля Ладысева, Зина Батян, Вероника Кремис и Ядвига Гурская. Они только начинали жить и столкнулись со страшной войной, которая покалечила их судьбы: за два года война отняла родителей, сестёр, любимых людей. И каждая идёт на задание, чтобы отомстить врагу даже ценой своей жизни. Сколько было сломанных судеб, сколько жертв! В нашем спектакле эта тема еще острее: на фоне всех разговоров, шуток, радостей вчерашних школьниц тенью встаёт Война, как чёрная воронка, всасывающая всё хорошее, что у них было…
SK: Из финала пьесы понятно, что Аля Ладысева и капитан Петр Михасев –были на самом деле, и их история, как говорится, основана на реальных событиях. Что известно о вашем персонаже Ядвиге Гурской?
Евгения: Думаю, что Алексей Дударев написал эту пьесу про Алю. Возможно, она рассказала ему эту историю – мы об этом ничего не знаем. Про Ядю также фактически ничего не известно. Мы узнаем о ее характере и жизни из пьесы по обрывкам фраз, она не многословна. Ядвига – полька. Я много читала о поляках, их вере и обычаях, о том, как многие из них переживали годы войны, и могу сказать, что это очень гордая нация. У гордой Яди – свои идеалы, она ответственна и скромна, не терпит обид и может дать отпор, постоять за себя, хорошо поёт. У нее папа ходил в костёл, а мама – партийный работник: только представьте, какое воспитание! Она дружит с Алей и недолюбливает острую на язык Батян.
SK: Эта роль для вас – нетрудная или, наоборот, одна из самых сложных?
Евгения: Роль не из простых. Работа была интересной и плодотворной, в какой-то степени, она стала для меня новой ступенью. Немногословность Ядвиги должна была быть подкреплена мощным эмоциональным фоном. И мы с режиссером стали искать этот фон. Расстрел мамы Яди — это щелчок в ее судьбе, и это событие не могло не отразиться на ее поведении.
SK: Как проходила работа над постановкой?
Евгения: Очень интересно. Мы постоянно обсуждали роли, иногда спорили. Перед началом репетиций собирались и разучивали песни. Вместе учили текст. После репетиций отрабатывали танцы. Ложились и просыпались с этим спектаклем. Для некоторых актеров «Не покидай меня…» стал первым взрослым спектаклем, и нужно было перестраиваться. Наше сплочение и та атмосфера, которую мы создавали на репетициях, помогла всем раскрыться в полной мере. И зритель видит то, что получилось. Техническая часть была крайне непростой: огромное количество быстрых переодеваний, перестановок, диалоги, песни, танцы. Нужно все время следить за дыханием, помнить, с чем ушел и с чем вернуться на сцену – это настоящая проверка на прочность. И очень важной была командная работа: здесь та самая «петелька-крючочек» на каждом шагу, все полностью зависят друг от друга. Мы очень любим этот спектакль, он многое нам дал.
SK: И как прошла премьера?
Евгения: Мы жутко волновались. Нужно было держать свою роль до конца, и самым трудным было… не расплакаться во время песни «Не покидай меня…». У нас получилось. И последнюю сцену, где героини отправляются на задание, стоя в шинелях, ставшие единым целом, готовые к смерти, мы сыграли отлично. Финальный Танец огня, к которому вели весь спектакль, это метафора: словно на жертвенном костре эти девочки приносят себя в жертву победе. На поклоне захлестнули эмоции: мы плакали, мы словно выдохнули этот спектакль. Зритель долго не отпускал нас. И нужно было потом восстанавливать силы, чтобы следующий спектакль был сыгран еще лучше.
- Пасынки прогресса. Почему Санкт-Петербург так и не смог стать новой Женевой?
- Библиотеки Калужской области присоединятся к акции «Библионочь»
- Фестиваль современного искусства «Циолковский фест» пройдет в ИКЦ
- На МКФ «Циолковский» в рамках программы фильмов Игоря Угольникова покажут четыре военных фильма
- Афиша Дома мастеров на февраль