За два дня до Дня кукольника: магия и проблемы Калужского театра кукол
21 марта кукольные театры отмечают Международный день кукольника. Калужский театр кукол в этот день официально откроет выставку «Сказочный мир Театра кукол» (экспозиция уже размещена в галерее Дома Музыки).
Накануне праздника мы поговорили с Геннадием Константиновичем Скоковым, художественным руководителем и руководителем литературно-драматургической части театра о том, как всё начиналось, и какие перспективы развития сейчас у театра.
Всё начиналось здесь не с вешалки, а с талантливых и целеустремленных людей. 23 года назад наш город оставался единственным областным центром, в котором не было кукольного театра. Валентина Алексеевна Михайлина, тогда художественный руководитель Калужского областного драматического театра, взяла инициативу: на малой сцене на 4 этаже здания главного театра города родился небольшой театр кукол. Бутафоры драматического были бутафорами кукол, актеры пришли из кукольного кружка при Калужском ТЮЗе.
Как говорит Геннадий Скоков, «театр кукол всегда связан с магией», и, словно по волшебству, талантливые актеры сами пришли в театр, труппа расширялась, откуда-то взялись уникальные мастера по производству кукол. Спустя два года стало ясно, двум полноценным театрам тесно под одной крышей.
Тогда было принято решение отдать Калужскому театру кукол малый зал кинотеатра Центральный. Переехали в небольшое помещение, и стали ждать открытия зала (сцену малого зала начали реконструировать). Но жизнь внесла свои коррективы – быстро закончились средства, и театр кукол остался с «пилотным» залом на 50 мест на два десятилетия. Желающих посетить спектакли – много, а мест нет. Удивительный случай, когда спрос превышает предложение, при этом расти и развиваться некуда, но только не в профессиональном смысле, конечно.
И если уж мы упомянули профессионализм, то работа актеров и бутафоров Калужского кукольного театра получила высокую оценку многих именитых режиссеров из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, лауреатов премий «Золотая маска» и «Золотой софит». И они (режиссеры) всегда охотно сотрудничали с калужанами: ставили спектакли из репертуара театра.
Сегодня Калужский театр кукол видит перед собой новую задачу – стать театром не только для детей, выйти на взрослую аудиторию. Ведь театр кукол стал детским только в советское время, до этого кукольные театры ставили серьезные произведения (не в пародийном варианте). Сейчас подобная тенденция уже набирает обороты в некоторых русских городах: кукольные театры ставят Чехова, Шекспира, Достоевского… Такое возможно и у нас, на высоком уровне. Но опять встает вопрос о помещении: тесный зал на 50 человек, который еще как-то приемлем для детей, взрослой публике скорее всего придется не по душе.
Не так давно на эту проблему обратили внимание: сначала обещали новое здание, но (по определенным причинам) конкретных действий не последовало. Сейчас вновь рассматривают вариант переоборудования и реконструкции малого зала кинотеатра на 200 мест, однако четкой ясности нет.
Чего еще не хватает театру? Актеров, особенно мужчин. Труппа не укомплектована. Понимая необычность такой трудовой деятельности, руководство театра готово вырастить кадры для себя: взять молодых, окончивших школу или вуз людей без опыта, но с горячим желанием, посодействовать дальнейшему обучению на кукольных отделениях и дать профессию.
А пока – вот-вот «откроется занавес» праздничной выставки в Доме музыки, «в штатном режиме» идут спектакли, рождаются новые идеи, не смотря на трудности продолжается ежедневная работа.
- Всероссийский хореографический фестиваль «Лето грации» 2024
- Калуга — в десятке популярных культурных городов страны
- Пасынки прогресса. Почему Санкт-Петербург так и не смог стать новой Женевой?
- Гид по фестивалю «Дикая Мята-2023»: более 100 концертов за три дня, авторская кухня и развлечения для меломанов всех возрастов!
- Библиотеки Калужской области присоединятся к акции «Библионочь»